09:37 | 18 ноября, Сб

Махачкала

18.11.2017
1EUR70.3604Руб-0.3436
1USD59.6325Руб-0.3573

Флоты России на Каспии

A- A+

В XVIII веке в Астрахани и в волжских городах имелись судостроительные верфи, строившие и ремонтировавшие суда для речного флота и Каспийского моря. По сведениям М. Будкова, русский торговый флот на Каспии, курсирующий между Астраханью и портами Азербайджана и Ирана, состоял из 38 судов. В 1752 году по решению Сената в Астрахани была учреждена частная судовая компания, имевшая 25 морских судов для перевозки товаров по Каспийскому морю. Корабли, плавающие по Каспию, были не одинаковы по типу, мощности, тоннажу. Преобладали среди них шкоты и галиоты. Плата за перевозку товаров давала судовладельцам большие прибыли и являлась одним из источников купеческого капитала. Зимой хозяева отправляли свои суда на юг, отдавая их там на откуп на разные сроки и по разной цене. Средние сроки откупа (современный фрахт) достигали полугода.

Царское правительство поставило под контроль передачу русских судов на откуп, а также косвенно контролировало и постройку иранских судов на Каспии. Восточные владельцы имели для торговли морем небольшие суда – киржимы и сандалы. Перевозка грузов на них осуществлялась вдоль берегов (каботажное плавание) начиная от Южного Дагестана, Дербента до Мазандарана. Киржимы и сандалы были неустойчивы при штормах, имели небольшую грузоподъемность – от 50 до 100 человек. Они имели паруса, подобно русским, но были похожи на ванны и плыли по ветру, подвергаясь большой опасности даже при небольших волнениях. Киржимы строили в Баку и Энзели. 

Из донесения русского консула в Баку известно, что в мае 1767 года в городе имелась небольшая судостроительная верфь. В секретном донесении российского чиновника указывалось, что «строение в Персии российского манера судов осуществляется с помощью российских мастеров». Их постройка вызывала острую нужду в ряде русских материалов – канатах, парусах, корабельном лесе и прочем. Препятствуя строительству персидского флота на Каспии, Сенат запретил продажу судостроительных материалов на Восток. Эти препятствия пытались обходить различными способами, в том числе и контрабандным вывозом. 

За неимением сведений трудно установить общее количество перевозок товаров морем и сушей и цены на перевозки по годам. Однако дошедшие до нашего времени сведения говорят о преимуществах морских перевозок перед сухопутными. Скорость судов превышала скорость движения караванов, не говоря уже о сокращении пути: караванный путь от Астрахани до Решта был равен 1854 верстам, а морской – 1000 верстам.

Препятствием для развития морской торговли, кроме каспийских штормов, была и разбойничья деятельность на Каспии как казаков, базирующихся в районе острова Чечень, так и горских народов, грабивших по побережьям терпящие бедствие купеческие торговые корабли. Для борьбы с морским разбоем и контрабандой на море в начале XVIII века были построены и спущены на воду военные корабли. Была учреждена Каспийская военная флотилия. Она и положила конец разбойным действиям казаков на Каспийском море. В военных целях флотилия впервые была употреблена в 1716 году в экспедиции адмирала Бековича: перевозила войска на восточный берег Каспия. При этом участвовало, по одним сведениям, 69 судов, по другим – 100.

Каспийская флотилия участвовала в военных операциях 1723-1724 годов при взятии русскими войсками Решта и Баку. После уступки в 1735 году Баку и Дербента иранскому шаху Каспийская флотилия уменьшилась до трех судов и базировалась в Астрахани. В 1778 году в Казани было построено несколько военных судов для Каспия. Они вышли в море под командованием графа Войновича. В войне с Персией 1795 – 1796 годов Каспийская флотилия в морских баталиях не участвовала (противники не имели на Каспии такого класса военных судов), она помогала снабжением войск провиантом и боеприпасами, но активно участвовала в военных действиях в 1804 – 1813 годах. В 1806 году военные моряки заняли Баку. В 1821-м флотилия еще больше укрепилась, в 1826 году ее крейсера прервали всяческое сообщение между персидскими портами. Морская блокада способствовала тому, что Турк­манчайским договором от 10 февраля 1828 года персидский шах предоставил России исключительное право держать на Каспии военные суда.

Вплоть до 1867 года военно-морской базой России на Каспийском море был город Астрахань. В сентябре 1867 года флотилия перебазировалась в Баку и находилась в непосредственном ведении капитана порта с подчинением главнокомандующему флота и портов Черного и Каспийского морей. 1 июля 1868 года Государственный Совет России принял постановление, юридически закрепившее положение морской таможенной полосы. В нем говорилось: «1. Пространство полосы в три морские мили от русского берега как на материке, так и на острове, признается морскою таможенной полосою, в пределах которой все, как русские, так и иностранные суда, подлежат надзору русских таможенных властей. 2. Всякое судно, русское или иностранное, которое войдет в морскую таможенную полосу, может быть подвергнуто осмотру Таможенной стражей, причем шкипер судна обязан по требованию предъявить все имеющиеся у него судовые и грузовые документы. 3. Всякое судно, вошедшее в морскую полосу, при подходе к нему судна под русским флагом должно остановить ход. В случае неисполнения сего таможенное судно делает по нему холостой выстрел, и если после этого вошедшее в морскую таможенную полосу судно не остановится, то крейсер, повторив холостые выстрелы, стреляет сперва по рангоуту (чтобы сбить паруса и мачты), а затем и по корпусу судна. 4. Преследование судна, не подчинившегося требованиям крейсера в морской таможенной полосе, может быть продолжено и за пределами этого пространства».

Были изданы специальные распоряжения и указы о выделении таможням на Каспии военных кораблей для «пресечения контрабанды морем, попытки незаконной высадки людей и товаров на берег, минуя таможенный досмотр». Однако в них нет имен военных кораблей и моряков, помогавших таможенникам бороться с контрабандой и морским разбоем. 

Статьи из рубрики «Общество»