Гастролей не будет…
Для начала этого разговора каждый из читающих эти строки должен ответить самому себе на пару вопросов: а) кто изобрел танец живота? б) где впервые появились гаремы?
Восток, конечно, дело тонкое. Но не настолько, чтобы ответами на эти два вопроса испортить политический климат на планете, отношения между ним и Западом, а также обменяться вербальными нотами, которые по сути дела редко завершаются отзывами послов и разрывом дипотношений. Это просто обмен мнениями. А мнение таково:
а) танец живота изобрели не в Дагестане;
б) гаремы тоже впервые появились не в Стране гор.
Идем дальше. Ответим теперь на еще один вопрос, уже относящийся отнюдь не к Востоку: где впервые появился театр? Правильно: в Древней Греции. То есть в просвещенной Европе: вспомните драматурга Эсхила.
Теперь, следуя выбранной для этого материала тактике, нам нужно высказать свое резюме. А резюме таково: в Дагестане как результат взаимовлияния мировых культурных процессов появились и театр, и танец живота. Последний можно наблюдать, когда на нашей эстраде, ставшей уже проходным двором, начинает выводить фальшивые рулады какая-нибудь очередная «звезда». Живот обнажает не сама «примадонна», а так называемые «фоновые» артистки, создающие восточный колорит исполняемой на восточный мотив песни, состоящей из текстов дагестанских языков (sic!).
Надеюсь, я не нарушаю в своих рассуждениях логику мышления? Нет? Спасибо! Тогда сделаем последнее умственное усилие для окончательного вывода в наших суждениях: в Дагестане танец живота приходит на смену театру – особо любопытных за разъяснениями отсылаю к маме Розе…
Когда, уважаемый читатель, ты в последний раз был на спектакле своего национального театра? Не помнишь? И я не помню. Городской житель, может, и вспомнит, но сельский — вряд ли. Гастроли национальных театров в аулы уже стали ископаемыми воспоминаниями.
Вот ваш покорный слуга вспоминает блестящую игру великолепных актеров Аварского театра Махмуда Абдулхаликова, Арипулы Махаева, Магомедрасула Багдулова, Патимат Хизроевой, Сидрат Меджидовой и многих других – Бог ты мой! Скупая мужская слеза пусть подождет, нам не слезное самобичевание сейчас нужно, а трезвый и прагматичный анализ: что с нами произошло? Почему мы снова оказались в каменновековых пещерах и выводим на их скальных стенах охрой количество торговых железных (!) контейнеров и рисунки убитых из винтовки с оптическим прицелом дагестанских туров? Почему столь любимые раньше горцами спектакли своих национальных музыкально-драматических любимых театров стали объектом археологических раскопок? Кто отменил гастроли?
Тут, конечно, существуют различные мнения. Одни говорят, будто имамы местных мечетей запретили артистам приезжать к своей пастве и даже угрожают, другие намекают на финансовые трудности и т.д. Тут еще надо упомянуть и так называемые народные театры, существующие в регионах республики и исправно получающие зарплату, но не выступающие на сцене.
Я думаю, что религиозный фактор, несомненно, существует. Но в то же время не следует все валить на имамов мечетей. Ведь на местах существует светская муниципальная власть. Кто-нибудь из этой власти пытался просто, по душам поговорить с представителями духовенства и объяснить им, что в драматическом искусстве, в отличие от танца живота, нет ничего аморального? В конце концов можно поставить умный спектакль и на религиозную тему!
В этом плане мне импонирует руководитель республики Рамазан Абдулатипов: когда нужно — идет со своим народом в мечеть, когда нужно — сочиняет и песню. Разве не сказано в народе: молись так, как будто умрешь завтра, и живи так, как будто будешь жить вечно?
Думается, нормальной, бесконфликтной будет ситуация, когда человек сначала идет в мечеть исполнить свой долг перед Аллахом, а потом на спектакль или концерт, будучи культурным человеком. Не следует противопоставлять культуру религии, не следует быть «святее Римского Папы». Жизнь, несомненно, должна быть гармоничной от радости бытия и от уверенности, что ты чист перед Творцом.
И теперь главный вопрос этого материала: что думают по этому поводу в Минкультуре республики и в Духовном управлении Страны гор? Пытались ли там нащупать точки взаимопонимания? А ведь прав Рамазан Абдулатипов, когда не устает повторять: многие наши, дагестанские, проблемы лежат в плоскости бескультурья. Потери родных корней, обычаев, традиций, которые на нас свалились не с потолка и тоже даны Аллахом нашим предкам, ни к чему хорошему не привели.
Тюбетейка хороша, когда ты идешь в мечеть, а папаха незаменима, когда ты идешь на годекан. Иблис прячется не под театральной рампой, а в душе невежественного, безнравственного и алчного человека.