Купить PDF-версию
14:47 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
05:29 14.11.2013

Гастролей не будет…

Для начала этого разговора каждый из читающих эти строки должен ответить самому себе на пару вопросов: а) кто изобрел танец живота? б) где впервые появились гаремы?

Восток, конечно, дело тонкое. Но не настолько, чтобы ответами на эти два вопроса испортить политический климат на планете, отношения между ним и Западом, а также обменяться вербальными нотами, которые по сути дела редко завершаются отзывами послов и разрывом дипотношений. Это просто обмен мнениями. А мнение таково:

а) танец живота изобрели не в Дагестане;

б) гаремы тоже впервые появились не в Стране гор.

Идем дальше. Ответим теперь на еще один вопрос, уже относящийся отнюдь не к Востоку: где впервые появился театр? Правильно: в Древней Греции. То есть в просвещенной Европе: вспомните драматурга Эсхила.

Теперь, следуя выбранной для этого материала тактике, нам нужно высказать свое резюме. А резюме таково: в Дагестане как результат взаимовлияния мировых культурных процессов появились и театр, и танец живота. Последний можно наблюдать, когда на нашей эстраде, ставшей уже проходным двором, начинает выводить фальшивые рулады какая-нибудь очередная «звезда». Живот обнажает не сама «примадонна», а так называемые «фоновые» артистки, создающие восточный колорит исполняемой на восточный мотив песни, состоящей из текстов дагестанских языков (sic!).

Надеюсь, я не нарушаю в своих рассуждениях логику мышления? Нет? Спасибо! Тогда сделаем последнее умственное усилие для окончательного вывода в наших суждениях: в Дагестане танец живота приходит на смену театру – особо любопытных за разъяснениями отсылаю к маме Розе…

Когда, уважаемый читатель, ты в последний раз был на спектакле своего национального театра? Не помнишь? И я не помню. Городской житель, может, и вспомнит, но сельский — вряд ли. Гастроли национальных театров в аулы уже стали ископаемыми воспоминаниями.

Вот ваш покорный слуга вспоминает блестящую игру великолепных актеров Аварского театра Махмуда Абдулхаликова, Арипулы Махаева, Магомедрасула Багдулова, Патимат Хизроевой, Сидрат Меджидовой и многих других – Бог ты мой! Скупая мужская слеза пусть подождет, нам не слезное самобичевание сейчас нужно, а трезвый и прагматичный анализ: что с нами произошло? Почему мы снова оказались в каменновековых пещерах и выводим на их скальных стенах охрой количество торговых железных (!) контейнеров и рисунки убитых из винтовки с оптическим прицелом дагестанских туров? Почему столь любимые раньше горцами спектакли своих национальных музыкально-драматических любимых театров стали объектом археологических раскопок? Кто отменил гастроли?

Тут, конечно, существуют различные мнения. Одни говорят, будто имамы местных мечетей запретили артистам приезжать к своей пастве и даже угрожают, другие намекают на финансовые трудности и т.д. Тут еще надо упомянуть и так называемые народные театры, существующие в регионах республики и исправно получающие зарплату, но не выступающие на сцене.

Я думаю, что религиозный фактор, несомненно, существует. Но в то же время не следует все валить на имамов мечетей. Ведь на местах существует светская муниципальная власть. Кто-нибудь из этой власти пытался просто, по душам поговорить с представителями духовенства и объяснить им, что в драматическом искусстве, в отличие от танца живота, нет ничего аморального? В конце концов можно поставить умный спектакль и на религиозную тему!

В этом плане мне импонирует руководитель республики Рамазан Абдулатипов: когда нужно — идет со своим народом в мечеть, когда нужно — сочиняет и песню. Разве не сказано в народе: молись так, как будто умрешь завтра, и живи так, как будто будешь жить вечно?

Думается, нормальной, бесконфликтной будет ситуация, когда человек сначала идет в мечеть исполнить свой долг перед Аллахом, а потом на спектакль или концерт, будучи культурным человеком. Не следует противопоставлять культуру религии, не следует быть «святее Римского Папы». Жизнь, несомненно, должна быть гармоничной от радости бытия и от уверенности, что ты чист перед Творцом.

И теперь главный вопрос этого материала: что думают по этому поводу в Минкультуре республики и в Духовном управлении Страны гор? Пытались ли там нащупать точки взаимопонимания? А ведь прав Рамазан Абдулатипов, когда не устает повторять: многие наши, дагестанские, проблемы лежат в плоскости бескультурья. Потери родных корней, обычаев, традиций, которые на нас свалились не с потолка и тоже даны Аллахом нашим предкам, ни к чему хорошему не привели.

Тюбетейка хороша, когда ты идешь в мечеть, а папаха незаменима, когда ты идешь на годекан. Иблис прячется не под театральной рампой, а в душе невежественного, безнравственного и алчного человека.

 

Статьи из «Общество»

На всякий пожарный

3
Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание,...

Позор и гордость автопрома

14
Первое представление «Москвича-412» произошло в 1967 году, а фактический старт производства...

Электросамокат – проблема или благо?

8
Ныне принятая организация дорожного движения в...

«Там я нужнее, чем на земле»

2
Военный летчик Валентин Эмиров (на снимке) в годы Великой Отечественной войны протаранил...

Всегда был первым

2
В годы Великой Отечественной войны на поле брани погибли миллионы советских защитников...

Мать-героиня. Мама героев

11
Жительница Табасаранского района Эспет Ханмагомедова (на снимке в центре) – настоящая...

Стенд Дагестана не пустовал

10
На днях завершилась Международная выставка туризма и индустрии гостеприимства, которая...

«Минные поля» интернета

3
В связи с лавиной негативной информации в интернет-ресурсах, хлынувшей на сознание подростков и молодежи и рассчитанной на возбуждение агрессии, Общественная...

Ни одного равнодушного

10
В день общенационального траура в Российской Федерации 24 марта сотрудники...

Какие объекты будут благоустроены, зависит от нас

33
Началось рейтинговое голосование за...

Они просто спасали людей

7
Произошло страшное. 22 марта несколько террористов-ублюдков ворвались в концертный зал...