Глонасс следит за «Скорой помощью»
Когда мы в добром здравии, то не задумываемся о том, как важны время оказания помощи вроде бы посторонних нам людей, но чья прямая обязанность помогать, – врачей скорой неотложной медицинской помощи.
В таких случаях счет идет на секунды. Но бывает и такое, что ждешь помощи, и вроде бы скорой, а она на поверку – медленная. Поэтому каждый из нас должен быть готов в любую минуту протянуть руку помощи, спросить: что с вами? Может, нужна моя помощь?
Люди постарше с ностальгией вспоминают, как в былые годы советского благополучия и скорые быстро ездили, и врачи квалифицированные были, и пострадавших лечили правильно. Стоит отметить, что Министерство здравоохранения республики предпринимает шаги по модернизации этого сложного механизма – станции скорой медицинской помощи, чтобы обеспечить скорость, неотложность, квалифицированную помощь.
В числе наиболее продвинутых в части модернизации скорой помощи регионов Российской Федерации – Пензенская область, опыт которой может быть очень полезен Дагестану. Ключевым инструментом модернизации являются внедряемые инновационные решения в части управления и диспетчеризации, основанные на информационных технологиях.
Уже четвёртый год Пензенская областная станция скорой медицинской помощи успешно использует в работе новое программное обеспечение и техническое оборудование для управленческого персонала, диспетчеров и сотрудников бригад, а также онлайн-взаимодействие с больницами. Внедрять аппаратно-программный комплекс «Управление станциями скорой медицинской помощи» здесь начали ещё в 2011 году.
Одними из основных элементов комплекса служат программное обеспечение для работы диспетчеров и приложение для мобильных устройств, которое используют в своей работе бригады скорой. Непосредственно на центральной станции в городе Пензе располагается единый сall-центр, где звонки со всего города и области принимают 10 диспетчеров приема вызовов. Полученные вызовы заносятся ими в единую базу. Параллельно с использованием системы ГЛОНАСС за перемещением всех машин, закреплённых за станцией, следят диспетчеры направления, задачей которых является распределение полученных вызовов непосредственно по бригадам.
О получении вызова сообщает планшет, который закреплён за каждой бригадой. Работа врача бригады перешла на новый уровень — программа позволяет получить подробную информацию о состоянии больного, его персональные данные, а также адрес вызова. Кроме того, приложение включает в себя подробную карту Пензенской области, на которой в реальном времени отображается положение машин скорой медицинской помощи. На ней же с помощью специального обозначения показан адрес вызова. От местоположения машины до места вызова прокладывается маршрут с подробным описанием. Получив сигнал от диспетчера, врач посредством одного «клика» сообщает о принятии вызова, и бригада отправляется на вызов. С одной из таких бригад я выехал на вызов и узнал у врача, действительно ли облегчает работу новая система.
— Теперь намного проще сообщить диспетчеру о том, что я приняла вызов, госпитализировала больного, нахожусь на медицинском пункте. Раньше всю эту информацию надо было сообщать и получать по рации. Бывает, по одной рации одновременно говорит несколько бригад – сообщают об изменении статуса вызова. Теперь передача информации проходит в текстовой форме. Пока водитель едет по адресу, я могу подробно изучить повод вызова. Если после осмотра становится ясно, что нужна госпитализация, я меняю статус вызова и выбираю из списка подходящую больницу или поликлинику, и о нашем прибытии заранее становится известно уже и сотрудникам медицинской организации, в которую осуществляется госпитализация, – отмечает врач-педиатр 11-й мобильной бригады Пензенской областной станции скорой медицинской помощи Наталья Власова.
— Для меня главный плюс системы заключается в возможности контроля каждой бригады, начиная с момента, когда машина покинула территорию станции, и до её возвращения. Порой количество вызовов в сутки не позволяет бригаде заехать на подстанцию в течение всей смены, при этом с помощью системы мы всегда знаем, где и на каком этапе обслуживания вызова находится бригада. Процесс внедрения и адаптации диспетчеров и бригад был достаточно емким и подробным и соответственно небыстрым. Полный цикл обучения пользователей составил от 2 до 4 месяцев. Однако затем всем — от водителя скорой помощи до главного врача – стало понятно, что работать таким образом гораздо быстрее, просто нужно привыкнуть. Ведь в нашем случае время – это жизнь человека, – рассказывает о плюсах новой системы главный врач Оксана Коробкова.
Эффект от внедрения данной системы был спрогнозирован сотрудниками Министерства здравоохранения Пензенской области. Застрельщиком инновационных решений стал руководитель министерства, который и по сей день пестует и развивает свое детище.
– Мы реализовали проект в два этапа: сначала в Пензе и нескольких районах, а затем во всей области. Сегодня все подстанции на территории области находятся в административном подчинении Пензенской областной станции. Теперь управление учреждениями, трудовые отношения, система обеспечения выстраиваются в едином формате. Централизация управления положительно сказывается на качестве и оперативности оказания помощи, время приезда выездной бригады сейчас составляет около 20 минут. Аналитические отчеты формируются сразу по достоверным данным. А для меня это действенный оперативный контроль за всей службой – от выездной бригады до ответственного за скорую помощь замминистра, – с гордостью отмечает министр здравоохранения Пензенской области Владимир Стрючков.
И руководителю ведомства действительно есть чем гордиться. Ведь его детище уже успешно внедрено в 10 субъектах Российской Федерации. При этом Владимир Викторович отмечает, что происходило не просто копирование их опыта, а использовав отточенные в Пензенской области технологии, были сформированы удобные для специфики других регионов организационные модели управления и технологического сопровождения, которые на настоящий момент тоже успешно работают и спасают жизни и здоровье граждан.
Министерством здравоохранения РД принято решение о внедрении именно такой инновационной системы. Тем самым можно учесть все достижения, обойти вскрытые коллегами проблемы и получить заранее выверенный и проверенный временем результат – качественную услугу неотложной скорой медицинской помощи. Фактически мы перенимаем передовой опыт, и это очень хорошо.