Купить PDF-версию
23:36 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
06:05 22.08.2008

Города как музеи цивилизации

Главный показатель уровня материальной культуры любого народа, конечно, его города. Можно сказать и иначе: наличие городов является своеобразным условием формирования этноса как нации. Именно города вносят в ее историю наиболее значимый и качественно различный вклад. Города – своеобразные научнопросветительские структуры, комплектующие, хранящие и выставляющие напоказ произведения искусства, предметы истории, науки, промышленности, быта, свидетельства из жизни великих людей и т.д. Мало, какой народ сравнится по градостроительству с итальянцами – нет, не по масштабам, не по небоскребам и не по подземкам, а скорее, по архитектурным традициям, по насыщению городов историей, культурой и религией и опять-таки по гармонии с природой.

Та же Венеция,  «город на воде», на самом деле на островах Адриатического побережья, отвоёванных титаническим общественным трудом у моря – в заболоченное мелководье было вбито несколько миллионов свай. Основанный в самом начале IX века свой современный облик город приобрел через 5 веков со своими историческими и архитектурными памятниками, знаменитыми мореплавателями и купцами, ремесленниками, производящими венецианское стекло, панно из цветного стекла Мурано, кружево Бурано,  кубки и бисер

– лучшие сувениры Италии.  Дворец Дожей (Герцогов) –  образец готико-венецианского стиля, бывшая резиденция правителей Венецианской республики, великолепны здания Старых и Новых Прокураций, красивейшая площадь Пьяцца Сан-Марко, представляющая уникальный архитектурный ансамбль. И, конечно, визитная карточка Венеции — гондольеры, одетые в красивые национальные костюмы. Но символы у Венеции другие: лев и карнавальная маска.  Но карнавальная маска, как мне пояснили,  оказалась для могущества Венеции значимее, чем символ льва. Итальянские народные праздники под открытым небом с уличными шествиями, танцами, маскарадами, театрализованными играми с XIII века  свидетельствуют о высокой духовной зрелости и историческом предназначении этой великой нации. За маской внешне беспечного и веселого, яркого, броского, скрывается, нет, не скрывается, в сущности, находится, мужественный, титанически трудолюбивый и неимоверно талантливый народ. Пятьсот лет назад Венеция была самым богатым и влиятельным городом Европы — могущество венецианского дожа по праву сравнивали с властью папы римского и германского императора. Хотя такое положение длилось недолго (в конце концов,  признанным лидером Европы стал Лондон), идейные принципы финансовых операций, накопления богатств, научных знаний, культурных ценностей остались итальянскими.

Падуя, по сравнению с Венецией, — тихий провинциальный городок в стороне от основных туристических дорог. Её самые известные памятники: базилика Сан-Антонио, капелла Скровеньи, где сохранился самый известный средневековый цикл фресок Джотто. Но наше философское сообщество, как вы понимаете, более всего интересовал  Падуанский университет, где работал Галилео Галилей – основоположник классической механики, астроном, математик, физик, один из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания. Мы побродили по университетскому двору, пустынному в каникулярное время, почтили память великого мыслителя эпохи

Возрождения. На его долю выпали, как известно, преследования инквизиции, но, как пошутил один из наших коллег, он избежал участия в Болонском процессе, доставшемся нам в наших вузовских реформах. Напомню читателю, что через год все вузы России и Дагестана в обязательном порядке переходят на двухуровневую систему подготовки бакалавров и магистрантов.

Понять становление итальянской нации и ее величие немыслимо без осмысления  влияния Галилея, как основателя новой механистической натурфилософии, на мировую науку. Мир объективен, бесконечен, вечен (хотя Галилей допускал божественный первотолчок). Материя состоит из неделимых атомов, находящихся в состоянии универсального механического передвижения,  все процессы в природе обусловлены  строгой механической причинностью и главная цель науки – поиск причины явлений. Исходный пункт познания – наблюдение, основа – опыт. Галилей, однако, не сторонник «ползучего» эмпиризма, высоко оценил роль реального и мысленного экспериментирования, опирающегося на строгое математическое описание: «философия записана в огромной книге, раскрытой перед нашими глазами. Однако нельзя понять  книгу, не зная языка и не различая букв, которыми она написана. Написана же она на языке математики…». Галилей явился великим поборником достоверной истины, критикуя сторонников схоластических умозаключений, бесконечных  интерпретаций сакральных текстов: …что может быть более постыдно, чем слушать на публичных диспутах, когда речь идет о заключениях, подлежащих доказательствам, ни с чем не связанное выступление с цитатой, часто написанной совсем по другому поводу и приводимой единственно с целью заткнуть рот противнику? И если вы все же хотите продолжать учиться таким образом, то откажитесь от звания философа и зовитесь лучше историками или докторами зубрежки…». Правда, актуальное и в сегодняшнем нашем мире заявление, читатель? Эти и другие его выводы первой трети XVII века  определили дух мировой науки  почти на три столетия. В подобной парадигме науки немалая заслуга и великого Ньютона, но прошу учесть: он родился в тот год, когда умер Галилей.

Верона, город Ромео и Джульетты, — романтически привлекательное место — дом Джульетты, где не упускают возможности сфотографироваться рядом с ее статуей и увидеть небольшой, но исторически очень важный «балкончик», на который, по Шекспиру, девушка тайком выходила на свидание. В городе сохранились средневековые площади, улицы, соборы.  Вообще в Италии ничто не сносится, не разрушается, а восстанавливается и современно обживается. У меня создалось впечатление, что 70-80% построенного и функционирующего приходится на Средние века и эпоху Возрождения.  Потому живы материальные и духовные традиции, не оборваны история и культура, этим и силен народ. И это еще один урок многим другим народам, и дагестанцам тоже.

Самый древний архитектурный памятник в Милане — Базилика Сант-Амброджо IV в. н. э., от эпохи Возрождения сохранилась церковь Санта-Мария — делле  Грацие со знаменитой фреской  Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», замок Сфорцеско и многие другие щедевры архитектуры. На Соборной площади перед нашим взором открылось грандиознейшее и сложнейшее сооружение готической архитектуры в Италии – Миланский собор, символ города. Его строили с 1386 года в течение 550 лет 180 архитекторов, и он входит в число 100 великих храмов мира. (Фото-Нерукотворная красота). А вот знаменитый на весь мир оперный театр «Ла Скала», построенный в 1778 г., на фоне помпезных зданий Средневековья смотрится внешне очень скромно,  но главное для театра – это, прежде всего,  лучшие голоса не только Италии, но и всего мира. Утверждение, что исторической столицей моды является Париж, оспаривается Миланом давно — Италия была законодательницей стиля, вкуса, изящества задолго до Франции, и только из-за внутренних войн ХVI в. многие парфюмеры, ювелиры, производители роскошных тканей и платья перебрались во Францию.  В Милане множество модных магазинов, где выставляют свои новые коллекции именитые кутюрье, но самый красивый – это крытый пассаж Витторио-Эммануэле II.

Через курорт с двухтысячелетней историей — Аква-Терма с горячими сернистыми источниками двигаемся дальше к Генуе – одному из крупнейших морских портов в мире на Лигурийском море, в котором места хватает и для современных океанских судов, и макета каравеллы Колумба, и  морского музея, и аттракционов. У Генуи, как и у других городов Италии, свой исторический урок народам.  Дух мореплавания и торговли  запечатлён в облике этого древнего города, на её верфях строились первоклассные корабли. Знаток отечественной истории и культуры, моя коллега доцент О.Шиманская говорит: «Интересы Генуи простирались далеко за пределы Средиземноморья, ею были основаны многие колонии и в Крыму. Крупнейшая Кафа, просторная бухта Феодосии, многократно запечатлённая Айвазовским, похожа на Генуэзскую». Напомню читателю, если не ошибаюсь, свой вклад в портостроительство итальянцы вносят и в Махачкале.  И памятники Генуи, так или иначе, связаны с торговлей и мореплаванием или основаны на доходы от них, начиная с площади Банки, где когда-то на скамейках (по-итальянски «банко»), располагались первые банкиры – ростовщики и менялы, так рождался европейский дух предпринимательства, свободы, стремления к успеху. Один из важнейших культурных центров Северной Италии имеет дом-музей Н.Паганини, немало средневековых узких улиц, где не проедет современный транспорт, дворцы эпохи Возрождения, собор Сан Лоренцо, площадь Феррари, «Королевская улица», знаменитый  Дворец Дожей, в котором в 1922 году проходила Генуэзская конференция, после которой была преодолена дипломатическая изоляция Советской России. 

Пиза — тоже порт, ставший пионером в освоении северных колоний. Именно в этом городе положил начало научным открытиям его уроженец Галилео Галилей, начав работать 25-летним профессором Пизанского университета. Но город примечателен и так называемым «полем Чудес» с шедеврами средневековой итальянской архитектуры — кафедральным собором ХI-ХII вв. Санта-Мария Маджоре с кампанилой – Падающей башней  высотой 56 м. при небольшом в 15 м. диаметре. Бросая с верхушки Пизанской башни ядра различного веса,  Галилей вывел формулы свободного падения, а наблюдения за раскачивающимися светильниками собора помогли ему сформулировать законы колебания маятника.

О том, что Флоренция является символом эпохи Возрождения, символом гения итальянского народа, мы слышали не раз.  Но здесь мы были свидетелями того, как реальность превосходит мыслимое и человеческое воображение. В этом городе-музее мы всецело ощутили дух и величие Итальянского Возрождения.  Дело не в том, что здесь есть необыкновенное архитектурное сооружение, поражающее художественной ценностью фресок – это  городской собор Санта-Мария дель Фьоре XIII-XV вв. с 91 — метровым куполом, отделивший средневековую архитектуру от архитектуры эпохи Возрождения. Впечатляют Баптистерий Св.Иоанна Крестителя,  смотровая площадка «Микеланджело». В национальном музее Барджелло (1255 г.) мы увидели самые разнообразные произведения искусства: и работы Микеланджело, Донателло, Верроккьо, а также изделия французских средневековых мастеров из слоновой кости. Флоренция – это огромная творческая мастерская именитых художников,  на каждом квадратном метре города памятник истории и культуры мирового значения, включённый в реестр ЮНЕСКО. Показать всё и рассказать обо всём за один день нашего пребывания — совершенно невероятная задача, но благодаря гиду Ванессе мы оценили величие итальянского Возрождения, вклад в него семейства Медичи.

   Эта фамилия, на мой взгляд, для всего мира символизирует и патриотизм, и гражданственность, и гуманизм, и то, что мы сегодня пытаемся обозначить неуклюжим и тяжеловатым смыслом – спонсорство. Ныне и в Дагестан пришло это понятие, но мы наблюдаем лицемерное искажение доброй мировой традиции со стороны наших олигархов и бизнесменов. Яркой демонстрацией этой благородной традиции прославился государственный деятель Римской империи в I веке до н. э. Меценат своим широким покровительством наукам и искусствам. Его соотечественник купец, банкир, родоначальник могущественной семьи, правитель Флоренции в XV веке Козимо Медичи начал, а его наследники, в частности внук Лоренцо Медичи продолжили меценатство, без которого трудно представить развитие культуры и науки итальянского Возрождения. Как известно, превращение науки в социальный институт, когда ученому за его изыскания стали платить, произошло лишь спустя два столетия. А вот Медичи, наряду со многими государями и кардиналами, оказывали различным кружкам и академиям ученых и философов существенную финансовую поддержку и наиболее ярко воплотили в себе критерий объединения разнообразных по социальному составу ренессансных интеллигентов, формировали социально-культурную элиту, гарантировавшую талантам и гениям Возрождения невиданное доселе продуктивное творчество. И не только. Лоренцо Медичи был убежден в необходимости  для полнокровной жизни города людей с многообразными занятиями и профессиями. Исходя из того, что «искусства, которые созданы разумом и трудолюбием, достойны свободного человека», он считает даже «различные ремесла, распространенные среди толпы», предназначены к правильному и удобному устроению жизни и заботится о развитии труда шерстяников, ткачей, портных, сапожников, торговцев маслом и рыбой, колбасников, пекарей, поваров, мясников и пр. Но горожане должны склониться перед учеными людьми, «как перед некими смертными богами», их мудрость, советы, умение управлять государством значительно нужнее и важнее всех остальных смертных действий… Но об этом – в следующей статье. 
 

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

3
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

3
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

32
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

5
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

65
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

8
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

32
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

24
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

10
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

5
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

98
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...