Купить PDF-версию
20:26 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
00:58 28.04.2015

Гражданская идентичность – преемственность исторических ценностей

Зайдин Джамбулатов, ректор Дагестанского государственного аграрного университета, профессор
17

Поиски новой идентичности в современном обществе являются необходимым условием выработки государственной стратегии в области внутренней и внешней политики, а также обеспечения национальной безопасности государства. Трансформации современных обществ остро поставили вопрос об осознании идентичности, интеграции и дезинтеграции, сплочённости и системы ценностей.

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности связана как с необходимостью построения гражданского общества, так и с проблемами образовательной, социально-педагогической деятельности, особенно в таком поликультурном регионе, как Республика Дагестан.

В Послании Президента России Федеральному Собранию В. Путин отмечал, что необходимо вернуть образованию безу­словную ценность: «Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции и преимущества, такие, скажем, как фундаментальное математическое образование, не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, философии, литературы, основ светской этики и традиционных религий. У этих предметов особая роль, они формируют личность…

Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность, и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность».

Учитывая актуальность данной проблемы, В.Путин поручил разработать федеральную целевую программу «Молодежь России» (2014 – 2020 гг.) с задачей укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов России, государственной поддержки молодежных общественных проектов в сфере укрепления гражданского единства, формирования культуры межнационального общения.

В этой связи особенно актуальны вопросы воспитания гражданской и этнокультурной идентичности для полиэтничных и многоконфессиональных регионов Северного Кавказа.

Полиэтничность дагестанского общества, т.е. наличие множества этнокультурных общностей, требует учета особенностей их менталитета, преемственности исторических ценностей. Все это сказывается на формировании национального самосознания, включающего в себя сознание общности происхождения, единый язык, весь комплекс представлений народа о себе (автостереотип) и о других народах, чувства, идеи, взгляды, связанные с самоопределением, осознанием своего места среди других народов Дагестана, историческая память, проявляющаяся как гордость за героическое прошлое и достижения своего народа, историческое сознание, национальный интерес и национальная идея, традиции, обычаи, религиозные представления.

Самоиндентификация, самосознание, этнические стереотипы

У дагестанских народов наблюдается четкая выраженность этнических стереотипов, национальное сознание носит самобытный характер, ибо каждый народ имеет собственную историю и национальный характер, свои традиции, обычаи, ценности и символы. Тем не менее в период угрозы единству Родины  «мы» у дагестанцев содержало элементы солидарности, проявляющиеся в объединении всех народов. Роль образов «мы» и «они» значительно выросла после распада СССР, с возникновением необходимости поиска своего места в русле общемирового и общедагестанского развития.

Сейчас для дагестанских народов характерно проявление трех уровней самоидентификации и национального самосознания. На макроуровне народы считают себя членами единой дагестанской семьи, где происходит столкновение с «внешним миром» за пределами республики. На этом уровне общедагестанский патриотизм и национализм могут проявить себя как защита вседагестанского единства, культуры, образа жизни, традиций. На втором уровне характерно отнесение себя к конкретному народу, например, к аварскому, даргинскому, лезгинскому… и как его представителя. И как подуровень этого уровня – отнесение себя к месту своего проживания, микроэтнической общности, например, осознание себя андийцами, чамалинцами… среди аварцев; кубачинцами среди даргинцев, т.е. своеобразное  проявление малых коллективов, групп, другими словами, «земляческое» самосознание.

Полиэтничность дагестанского общества, т.е. наличие множества этнокультурных общностей, требует учета особенностей их менталитета, преемственности исторических ценностей. Все это сказывается на формировании национального самосознания

Скрепы межэтнической идентичности

Трудно найти еще такой регион, где так остро переплетались бы социальные группы, политические организации и объединения, интересы которых пересекаются в экономике, культуре, политике. Отсюда следует, что межэтническая идентичность понимается как взаимодействие народов в разных плоскостях жизнедеятельности, а в более узком смысле – это взаимодействие осуществляется и воспринимается как межличностные отношения людей разных национальностей. Это могут быть и трудовые, и семейно-бытовые, и дружеские, и соседские, и иные отношения.

Согласно современным научным данным нормальное самосознание гражданина новой России представляет собой единство трех начал: чувство принадлежности к своему этносу, своему народу, любовь и уважение к своим национальным традициям и истории своего народа, стремление владеть своим национальным языком и национальной культурой; чувство принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, сопряженный с отказом от национального (этнического) тщеславия; чувство принадлежности к мировому (и европейскому как его части) сообществу, ответственности не только за судьбы своего народа и своей многонациональной страны, но и всего мира. Таким образом, гражданскую идентичность целесообразно рассматривать как осознанный процесс соотнесенности или тождественности человека с определенной государственной общностью в конкретном социально-политическом контексте.

В настоящее время гражданская идентичность рассматривается как фактор консолидации вокруг интересов страны, поэтому степень ее укорененности в сознании и поведении граждан выступает как залог политической и духовной консолидации, а также модернизации общества и государства.

По результатам экспертного опроса, проведенного в ноябре 2013 года на базе НИЛ «Социальные проблемы современного общества» социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, среди причин, препятствующих эффективности осуществления гражданской идентичности среди молодежи в Российской Федерации, эксперты выделили следующие: отсутствие политической воли и национальной идеи; отсутствие полномасштабной стратегии национального развития и осуществления молодежной политики; «офшоризация» правящей элиты; недостаточность финансирования; отсутствие реально действующих молодежных организаций, вроде пионерской и комсомольской в масштабах страны; недостаточное внимание государства к образованию, отсутствие социальных лифтов для молодежи; «вся политика государства направлена не на будущее, а после нас – хоть потоп»; неспособность современной молодежи критически анализировать информационный поток, что приводит к неправильной оценке происходящих событий.

Молодежная политика – ценностные ориентиры

Ведь при отсутствии четко сформулированной национальной идеи и стратегии национального развития государственная молодежная политика и дальше будет пребывать в процессе своей институциализации, оставаясь такой же формализованной, неэффективной, не координирующей свою деятельность и не взаимодействующей с общественной молодежной политикой и лишь декларативно занимающейся  «популяризацией» произвольно собранных ценностных ориентаций современной российской молодежи.

Фактически все имеющиеся у государства механизмы реализации молодежной политики по формированию ценностных ориентаций, в том числе гражданской идентичности, в настоящий момент не работают. И этому обстоятельству есть еще одно объяснение.

В основе либерального подхода и всего курса современной государственной молодежной политики заложена предпосылка к тому, что поведение молодежи определяется прежде всего уровнем удовлетворенности ее первичных жизненных (биологических и витальных) потребностей, а уж затем включается мотивация на ценностные ориентации. В силу чего акцент делается в большей степени на материальном аспекте: попытке удовлетворения этих потребностей, повышения качества жизни молодежи. Однако достичь этого, особенно в условиях мирового кризиса и санкций по отношению к нашему государству со стороны Запада, не представляется возможным.

Предпринимаемые государственными и муниципальными органами меры по реализации молодежных проектов и программ по трудоустройству, особенно на Северном Кавказе и в Дагестане, решению жилищных проблем, развитию способностей молодых людей оказываются недостаточно эффективными в силу их малой обеспеченности материальными ресурсами. Они охватывают лишь маленькую, «избранную» и незначительную в процентном отношении часть молодежи, из-за чего доля контролируемого соответствующими программами рынка жилья, образования, трудоустройства оказывается чрезвычайно малой, не создавая диапазон действительных социальных возможностей и спектр прозрачных, осуществимых способов социальных действий.

Поэтому важно формировать основы развития гражданской идентичности, в том числе у наиболее образованной и продвинутой части молодежи – студенчества, выявлять эффективные технологии формирования гражданственности в образовательном пространстве вуза, повышать профессиональную компетенцию преподавателей высшей школы в данной сфере.

Важно формировать основы развития гражданской идентичности, в том числе у наиболее образованной и продвинутой части молодежи – студенчества, выявлять эффективные технологии формирования гражданственности в образовательном пространстве вуза

На смену этнической — гражданская идентичность

Результаты социологического исследования, проведенного социологической лабораторией при кафедре философии и истории Дагестанского государственного аграрного университета в 2015 году, по изучению уровня социально-психологической активности студенческой молодежи и ее гражданской идентичности малоутешительны. Выяснилось, что потенциал социально-психологической активности у испытуемых, несомненно, высок, но направлен в основном на реализацию собственных амбиций, не включая в процесс формирование гражданской идентичности, гражданского самосознания, патриотизма, которые проявляются в сознательном и активном исполнении человеком своих гражданских обязанностей, прав и свобод. Современная молодежь далека от этого, что подчеркивает крайнюю значимость рассматриваемой проблемы и прямо ставит вопрос о необходимости разработки технологий и моделей формирования новой идентичности молодых граждан России.

Более того, те же социологические исследования показали, что гражданская идентичность дагестанских студентов уступает по значимости этнокультурной идентичности. Так, гражданская идентичность составляет 15% -20%, при этом идентификацию себя в качестве граждан России как «очень важную» подтвердили 15% респондентов, а национальную (этническую) идентичность как «очень важную» определили для себя 52 %, как «важную» — 35,2%. Таким образом, этническая идентичность как «очень важная» и «важная» для 87,2% респондентов превосходит соответствующую оценку гражданской идентичности.

Большую роль в этнокультурной идентичности играет конфессиональная принадлежность молодежи. По данным исследования, 89% респондентов считают важным для себя исламское вероучение. Эти данные говорят об отсутствии целенаправленной государственной воспитательной политики молодежи. Именно государственная политика, направленная на воспитание молодежи, больше всего должна влиять на формирование российской гражданской идентичности, сегодня эта ниша заполнена этнической идентичностью, часто доходящей до национального или этнического тщеславия.

Гражданская и этническая идентичности вписываются в другие множественные социальные идентичности. Для обеспечения безопасности общества необходимо, чтобы эти идентичности не конкурировали между собой. Позитивными, объединяющими ценностями Россия ещё не обладает. Их давно ищут политики, идеологи, и нельзя сказать, что успешно. Этническая идентичность в основном базируется на языке, культуре, национальности родителей, историческом прошлом, территории, российская идентичность – на месте страны в мире, геополитическом пространстве, цивилизационном развитии, на представлениях о ресурсах страны, достижениях в культуре, исторической общности. По своему содержанию та и другая идентичности не противопоставляются, не взаимоисключаются, они способны дополнять друг друга. Это дает основание говорить о совместимости этих идентичностей.

С ростом глобализации и взаимозависимости в современном плюралистичном мире современные культурные идентичности становятся взаимопроницаемыми и накладываются одна на другую: этнические, социокультурные, религиозные и региональные самоопределения в конкретных ситуациях могут быть нерасторжимо связаны.

Однако по результатам исследований В. Авксентьева в его работе «Портфель идентичностей молодежи Юга России в условиях цивилизационного выбора» можно проследить, что в настоящее время на Северном Кавказе мы сталкиваемся с ситуацией, когда ценности гражданской идентичности накладываются на уже сформированный этноконфессиональный  фундамент и не способны составить им реальную конкуренцию, поэтому гражданская и этноконфессиональная идентичности чаще всего выступают на Северном Кавказе не как взаимодополняющие, а как конкурирующие между собой.

В этих условиях возникает необходимость разработки технологий и моделей формирования новой идентичности молодых граждан России. По мнению ряда ученых, таким видом идентичности является цивилизационная идентичность, основные принципы и содержание которой активно разрабатываются.

Вуз: лаборатория межнациональных отношений

Слабо выраженная гражданская идентичность студенческой молодежи ставит перед коллективом Дагестанского государственного аграрного университета задачу разработки инновационных прикладных гуманитарных и социальных технологий, которые позволяли бы точно определять параметры, механизмы, методики воспитательного воздействия на личность.  

Здесь уделяют большое внимание формированию гражданской идентичности. В вузе принята и успешно реализуется программа «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в ДагГАУ на 2015-2020 гг.». Целью программы является совершенствование системы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, обеспечивающей формирование у обучающихся высокого патриотического сознания и качеств социально-активного гражданина.

Сюда входят: профилактика и противодействие религиозно-политическому экстремизму и терроризму; совместная работа с МВД РД, ДУМД и Министерством по делам молодежи РД; организация и проведение комплекса мероприятий, посвященных Победе в Великой Отечественной войне, регулярные встречи с ветеранами войны и участие самих студентов во всех мероприятиях, проводимых в городе и республике; использование информационных механизмов в формировании позитивной гражданской идентичности студенческой молодёжи, способствующей укреплению системы информационной безопасности региона; индивидуальный (личностный) подход проводимой со студентами работы, справедливое отношение к распределению социальных льгот студентам.

Студенческие клубы  уделяют большое внимание включению молодежи в  процессы развития гражданского общества с ориентацией на патриотические ценности, что предполагает формирование у студентов умения участвовать в дискуссиях, беседах, круглых столах, парламентских дебатах по молодежным проблемам, аргументированно отстаивать своё мнение в контексте адекватного понимания национально-государственных интересов современного российского общества.  

Студенты активно привлекаются к научной деятельности, развитию систем комплексного аналитико-информационного сопровождения инновационных проектов, обеспечению правовой и научной поддержки студенческих инициатив. Работа факультета общественных профессий, лаборатории социально-психологических исследований при кафедре философии и истории ДагГАУ направлена на формирование общекультурной гражданской идентичности, укрепление национально-культурного единства студенческого сообщества и оптимизацию межкультурного взаимодействия с учетом уважения самобытности каждой национальности.

Гражданская и этнокультурная идентификация студенческой молодежи ДагГАУ связана с применением инновационных методов в учебно-воспитательном процессе и формированием творческого подхода к решению социальных проблем полиэтнического социума.

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

3
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

3
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

32
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

5
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

6
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

8
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

32
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

24
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

10
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

5
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

98
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...