12:04 | 23 ноября, Чт

Махачкала

23.11.2017
1EUR69.4030Руб-0.4154
1USD59.0061Руб-0.4543

Гражданское общество и традиции

A- A+

Заключительный семинар цикла по информационному противодействию идеологии террора в рамках республиканской комплексной госпрограммы включал в себя тему формирования и развития гражданского общества: плюсы и минусы применения в традиционной среде, специфика и интерпретации, использование для продвижения экстремистских взглядов.

Многое из того, о чем рассуждал ведущий эксперт Центра консервативных исследований при МГУ Валерий Коровин, вызывало у журналистского сообщества вопросы. Но именно этим он оказался интересен пристрастной аудитории, готовой с ним подискутировать, определив частное в общем, то, что наиболее значимо с точки зрения современных политических процессов, в которых Кавказ, Дагестан занимают свое, особое, место. Чем же оказался так интересен эксперт? Прежде всего тем, что мыслит иначе, далек от стереотипов и вполне убедителен, раскладывая все по полочкам. Правда, и ему порой не удавалось избегать определенных «кавказских» шаблонов, что придавало остроту полемике. 

Тема гражданского общества по-коро­вински отнюдь не та идеологема, с помощью которой выстраиваются отношения, например, Запада и евразийского Востока, скорее, наоборот, гражданское общество, как идея, вызревшая на Западе, не является панацеей от распространения экстремизма, терроризма, а в большей степени провоцирует его возникновение, создавая среду тотального нигилизма и отчуждения, где активному члену общества не остается выбора. Как же воспринимают гражданское общество на Западе, и какие смыслы вкладываются в эти понятия у нас? Возможно ли сочетание традиции и гражданского общества, и какой это может вызвать эффект? Да, сегодня для противодействия экстремизму, терроризму властью применяются конкретные действия. Это серьезные усилия и в плане совершенствования законодательной базы, считает эксперт. 

Таким образом государство полноценно исполняет свои функции, эффективно борется с терроризмом, экстремизмом. Но говорить о полном решении существующей проблемы не приходится, поскольку мы наблюдаем пополнение террористических группировок, рекрутирование представителей молодежи, наиболее активной части нашего общества. То есть болезнь продолжает распространяться, приобретая хронический характер. И так будет продолжаться ровно столько, пока не будут приняты системные решения, которые должны устранять мотивацию к террористической деятельности. Может, поэтому экспертам приходится погружаться в теорию возникновения террора, в механизм вовлечения молодежи в экстремистские организации, чтобы знать, как бороться c этим социальным недугом, купируя проблему и давая возможность обществу спокойно развиваться.

Одним из успешных примеров решения проблемы, возникшей в начале 90-х, – уличная преступность. Сегодня в Махачкале, считает В. Коровин, люди спокойно ходят по улицам в ночное время с детьми, чувствуя себя защищенными. Это безопасный город. В целом Кавказ спокойный регион. И другое социальное явление – экстремизм, терроризм – со временем будет искоренен, в этом нет сомнений. Но в этом случае необходимо заострить внимание на существующей проблеме медиа, от которых во многом зависит формирование общественного мнения, психоактивной личности, пытающейся ответить на вопросы, волнующие общество, например, на каких принципах зиждется само общество, как добиться улучшения общественного фона? И когда они не видят реального решения этих проблем, то у них рождаются протестные настроения. И они переходят к радикальным методам борьбы, искренне считая, что можно создать некое идеальное исламское государство, учитывающее все интересы человека. И только попадая в ИГИЛ, убеждаются в том, что идеальной конструкции государственности просто не существует, но, уже находясь в определенной степени зомбирования, оказываются потерянными для общества.

Эксперт, рассматривая гражданское общество как используемое в расхожей форме, уверен, что, погружаясь в этимологию этого термина, многие политологи, пытаясь разобраться в устоявшемся словосочетании, используют его как своеобразную панацею существующих в обществе проблем. По его мнению, в свое время этот философский концепт вызрел в западной либеральной среде как философская модель идеолога – либерала К. Поппера, издавшего свои труды на деньги небезызвестного Сороса, популяризатора философских идей. «Библия» открытого общества, либерализм в чистом виде, стала той самой привлекательной идеей глобализирующегося мира, торгующего индивида, освобожденного от коллективного сотворчества в своих интересах ради наживы в открытом для свободной торговли обществе, развивающимся по попперовской модели, отрицая коллективную форму существования, традиционное общение. Торгующий либеральный индивид сегодня правит миром, но не всем, а только европейскими, западными странами, что ведет в этих странах ко всеобщей унификации, размыванию идентичности, вплоть до смены пола. И тому есть примеры. Например, в Канаде рекомендуется сменять пол через каждые пять лет. Собственно, и ювенальная юстиция – один из механизмов открытого общества, когда детей изымают из традиционных семей, отдавая их в однополые семьи. 

Глобальное общество – вопрос времени. И желание подчинить себе «несовершенные государства» выражается в навязывании новых ценностей обезличенного человека. Россия, Индия, Китай, Латинская Америка – государства с традиционными представлениями, а их большинство, проживают в состоянии закрытого общества. Меньшинство же – Запад, Европа, Канада, Австралия, Великобритания, стремящиеся навязать миру концепцию «золотого миллиарда», продавливая либеральную концепцию, тем не менее все настойчивее навязывают свой образ жизни традиционным странам и народам. Печальных примеров более чем достаточно. Это Ирак, Ливия, Афганистан, Сирия, оказавшиеся в молохе бесконечных внутренних противоречий, междоусобиц. Глобализирующийся мир воспринимается идеологами террора как единственная модель нового мира с универсальным языком общения, плебисцитом, безродными массами без идентичности как средство обратной связи. В подобном гражданском обществе политическая цель изымается из оборота, и это один из главных элементов термина – не воевать, а торговать. Сам концепт – национальное государство – должен отмереть, превратив общество в управляемое извне политическими элитами. 

По мнению эксперта, сегодня в России многие термины перетолковываются. Это относится и к термину гражданское общество, но не открытого, а закрытого общества, традиционного, архаичного, не модернизированного. По-российски, все граждане страны и составляют гражданское общество. И это дает основание строить свой мир, свое общество на основе традиционных представлений, вопреки либеральной политической модели существования, либеральной экономике. 

Статьи из рубрики «Общество»

  • Новый год – в новых стенах 

    Обычный осенний день – тоскливый, серый. Несмотря на это, вокруг много улыбающихся лиц, царит радостное...

    5

    2 часа назад

  • Газ не только согревает 

    С газовым оборудованием, в том числе бытовыми приборами, у нас часто обращаются без соблюдения должных мер...

    6

    2 часа назад

  • Природа современной журналистики 

    О месте и роли современных СМИ в российском обществе, развитии и совершенствовании форм и методов работы...

    6

    3 часа назад

  • Страна гор

    Зурна и барабан 

    Зурна без барабана – сирота. Барабан без зурны тоже сирота. Когда они вместе, получается замечательный...

    6

    3 часа назад

  • В ногу со временем 

    В начале 20-х годов прошлого столетия радио, если не считать газет, было для дагестанцев единственным...

    39

    1 день назад

  • Все должно быть по закону 

    МВД Дагестана ответило на критику в свой адрес в связи с ситуацией с погорельцами села Мокок Цунтинского...

    37

    1 день назад