Сетевое издание «Дагестанская правда»

15:00 | 27 октября, Вт

Махачкала

Weather Icon

Гримёр – это вам не визажист

A- A+

Апокалиптический триллер Павла Костомарова «Эпидемия» получил пять наград Ассоциации продюсеров кино и телевидения: «Лучшая актриса сериала», «Лучшая актриса второго плана в сериале», «Лучшая операторская работа», «Лучшая работа режиссера монтажа» и «Лучшая работа художника по гриму». Двухкилограммовую статуэтку, изготовленную из оптического стекла, натурального камня и полированной латуни, лауреатам вручили в виртуальном формате, но как только ситуация в стране стабилизируется, награда будет вручена.

Премьеру фильма мы всегда ждем с нетерпением, особенно когда в нем играют наши любимые актеры, с легкостью отличаем режиссуру Фёдора Бондарчука от Тимура Бекмамбетова. Между тем есть участники проекта, которые упоминаются лишь в титрах, их работа остается за кадром. Эту несправедливость вот уже восьмой год исправляет Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), учредившая престижную награду. Это оценка труда не только актеров и режиссеров, но и всех тех, кого можно назвать бойцами невидимого фронта киноиндустрии: гримеров, звукорежиссеров и других. В числе лауреатов VIII премии АПКиТ – художник по гриму, дагестанка, уроженка Дербента Элина Караханова (на снимке).

За несколько месяцев до съемок

На первый взгляд может показаться, что работа гримера проста: накрасил лицо, продумал элементы прически – не так уж много времени требуется на все это. Это не совсем правильная оценка нашей деятельности, — поясняет Элина. — У гримера и визажиста задачи диаметрально противоположные. Если визаж приукрашивает человека, создавая его образ и стиль, то грим должен отобразить характер героя. Задача еще усложняется, если артист одновременно участвует в двух проектах – не всегда удается воплотить придуманные образы. В таких случаях мы находим альтернативные решения. Артисты любят художников по гриму и художников по костюмам, ведь мы помогаем им в создании образа. Синяк под глазом, слеза, черные следы от мазута, кровоточащая рана и другие элементы должны поддерживать реалистичность происходящего на площадке. Артист должен соответствовать роли, ведь от того, насколько сильно зритель поверит в героя, и зависит успех проекта.

Результат на экране – работа гримера, но начинается она за несколько месяцев до съемок. Когда утвержден сценарий, режиссер с оператором определились со стилистикой съемок, есть понимание исторической подоплеки, художник-постановщик решил стилистику картин и проведен кастинг, тогда за несколько месяцев до съемок подключаются художники по гриму и по костюмам. Они предоставляют несколько вариантов грима, с режиссерами придумывают образ артиста, динамику его развития. Ведь грим – это неотъемлемая часть персонажа.

— Покраска, стрижка, изготовление всяких пластических деталей и потом уже съемки, — вводит в курс своего ремесла гример. — Нам помогают пластические гримеры, отливающие детали к спецгриму. Съемки порой растягиваются на месяцы, и приходится повторять один и тот же грим. Если артист на протяжении восьми серий возвращается в одну и ту же квартиру, а снимается это в один или два съемочных дня, то ассистенты, ведущие сценарий, фиксируют детали: фотографируют артистов, подписывают сцены, сохраняют кадры на телефонах, ведут стыковые сцены. За один съемочный день у артиста могут быть 5-6 гримов. Недопустимо, чтобы артист зашел с одной прической, а вышел с другой. Неприятно, если из-за тебя случится ляп, ведь на съемки потрачены огромные силы и средства.

«Эпидемия» и спецэффекты

Первым проектом, над которым Элина работала, стал сериал «Любит? Не любит?» режиссера Нигины Сайфуллаевой в 2013 году. В дальнейшем проработала с ней в других ее кинокартинах: «Как меня зовут» (2014), «Детки» (2017), «Верность» (2019). Фильмы «Как меня зовут» и «Верность» были отмечены жюри кинофестиваля «Кинотавр».

Фильмография у нее уже большая: оформлено более 25 кинокартин, среди которых «Закон Каменных Джунглей 2», «Чернобыль. Зона отчуждения», «Крымские каникулы», «Девушки бывают разные», «Ревность», «Эпидемия», «Лед 2»… На телевидении сотрудничала с такими масштабными проектами, как программы «Танцы», «Не спать», «Пусть говорят» и другие.

В кино – сложно: работаешь шесть дней в неделю по 12 часов. Просто работать не получится, надо любить свою профессию. Физически, по объему, масштабности и затратам самой сложной была картина «Эпидемия», признается собеседница. Часть фильма снимали в Архангельской области: полгода съемки шли зимой в лесу, а это очень непросто. Да и режиссеру вдруг спонтанно может прийти какая-то идея, и надо быть готовым к нестандартным решениям. «За два часа до съемок «Эпидемии», например, режиссер сказал, что хочет видеть одного из героев страшным, ужасным. Нужно было сделать максимально реалистично, тут я задумалась. В итоге мы с ассистентом сделали полностью обожженное лицо, очень много крови и спецэффектов. Получилось неплохо. На постпродакшине используют компьютерные спецэффекты, это помогает «доделать» нашу работу. К примеру, если после имитации нужно «отрубить» ногу персонажу…».

Казалось бы, загримировал артиста — и можно выдохнуть, но не тут-то было. Чтобы избежать «потекших глаз», надо быть начеку – следить на экране или вживую «дежурить на площадке».

Скучаю по Дагестану

— В нашей профессии, как и в любой другой, есть минусы и плюсы, — рассказывает Элина. – Да, приходится рано вставать, много трудиться, выходить из зоны комфорта. Зато есть возможность посетить столько красивых мест. Были проекты за границей – мы снимали в Риге, месяц длились съемки на Канарских островах, я объездила всю Россию от Архангельска до Владивостока. Давно, увы, не была в Дагестане, а так хочется увидеться с многочисленными родственниками, погреться на солнышке. Однако лето – сезон работы в кино, и выехать на малую родину не получается, ведь нельзя упускать возможность продуктивно использовать длинный световой день. Сегодня продолжаю работать над новыми картинами. Сейчас наша команда начала готовиться к работе, трудимся малыми группами, в масках и с антисептиками. Есть надеж-да, что летом выйдем в активные съемки».

Вот такая она, профессия художника по гриму – интересная и трудная. Поздравляем нашу землячку Элину Караханову с заслуженной наградой и желаем новых успехов.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»