Гуманистическая роль ислама в системе духовных ценностей народов Северного Кавказа
Современный Северный Кавказ является одним из самых полиэтнических, поликонфессиональных и поликультурных регионов мира, где проживают представители около 100 народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующих различные религии, в том числе и ислам. Вот уже на протяжении более 1350 лет ислам является неотъемлемым компонентом истории Кавказа, одним из определяющих элементов духовной и материальной культуры многих кавказских народов.
Ислам всегда был и остается не только религией, но и фактором, формирующим этническую идентичность, социальное устроение мусульманской общины.
Ислам на Северном Кавказе имеет специфические черты, обусловленные этнокультурными особенностями мусульманских народов региона. Ислам выполнял и выполняет многофункциональную роль и проявляется во всех сферах общественной жизни. Здесь произошло сращивание «нормативного» ислама с местным духовным субстратом разных национальных культур, в результате чего сложилась специфическая региональная форма его бытования, основой которой являются общеисламские принципы (К.М. Ханбабаев).
При определении этнической идентичности религиозный фактор играет значительную роль, но не определяющую. В народном исламе этническая преобладает над религиозной составляющей (В.Х. Акаев).
Специфическими чертами, присущими исламу на Кавказе, являются: многоликость, исходящая из этнической пестроты, тесное переплетение с местными традициями, обычаями и нравами разных народов и этнических групп; принадлежность к разным направлениям ислама (сунниты и шииты), к разным догматико-правовым школам (ханафиты, шафииты), к разным суфийским братствам (накшбандийа, кадирийа, шазилийа).
Движущие силы арабо-мусульманской культуры – арабский язык и ислам – проникли в Дагестан и на Северный Кавказ вместе с завоевательными походами арабов и стали составной частью культуры северокавказских народов, сыграв огромную роль в формировании духовной культуры и нравственных критериев (А.Р. Шихсаидов).
Ислам учит, что нет большего богатства, чем мудрость, и нет большей нищеты, чем невежество. Ислам обязывает каждого мусульманина желать друг другу мира и согласия при каждой встрече. Мир тебе – «Ассалам аллейкум» – наиболее часто употребляемое словосочетание в среде мусульман. Сабур – способность сдерживать гнев – одна из главных добродетелей мусульманина. Дух ислама – это в первую очередь мирное стремление к истине, дух терпимости и сознания, мирного диалога. Насилие допустимо только для обуздания или предотвращения другого насилия. Концепция терпимости (толерантности), выдвигаемая и пропагандируемая западным обществом, была заложена Всевышним в Коране и через пророка Мухаммада передана людям для руководства и соблюдения еще в VII веке. Ислам построен не на отрицании предыдущих вероучений, а на синтезе религий, которые были до этого. Ислам венчает линию развития монотеистических учений и поэтому наиболее терпимо относится к представителям других вероисповеданий, и прежде всего к «ахл-аль-китаб» – людям Писания – христианам и иудеям, признает все ниспосланные до Корана священные писания – Евангелие и Тору, а пророков этих религий – святыми пророками ислама. Ислам признает 124 тысячи пророков, начиная от Адама и кончая пророком Мухаммадом. С последователями христианства и иудаизма Коран допускает вступать в брак, употреблять в пищу убитых ими животных и т. п. Мусульманская концепция человека, как и в других мировых религиях, исходит из гуманистической идеи о равенстве всех людей и как «рабов Божьих», и как «сыновей Адама». Коран говорит о создании человека, как о венце творения Всевышнего. По Корану, человек рождается невинным, чистым, негрешным, но правоверным. Ислам – религия милосердия, любви, прощения, истины. Аллах полон милости. Ни в одном аяте Священного Корана не содержатся указания на расовые и этнические преимущества. Все народы, к какому бы племени и расе они ни относились, – творения Всевышнего, и вознесение одного народа над другим – это кощунство, тем более кощунственны кровавые раздоры среди единоверцев. Кровавые столкновения под лозунгом джихада чужды исламу, духовности и вере. Ислам означает покорность и терпимость.
Фундаментализм, терроризм, ваххабизм – все это продукты политизации и искажения сути ислама, не имеющие ничего общего с истинным содержанием и назначением ислама.
Ислам – не воинствующая религия и не враждебное отношение к миру, ислам – это чистые молитвы и аяты, терпимость и любовь, распространение среди народа благонравия.
Ислам запрещает возбуждение среди народа всякого рода смут (ал-фитна), а в Коране этот грех считается даже тяжелее убийства. Коран требует от мусульман в отношениях с неверующими быть предельно корректными, справедливыми, не допускать слов и действий, оскорбляющих их честь и достоинство. В гражданских сделках иноверцы пользуются равными правами и обязанностями с мусульманами. Обман, обида, злословие и притеснение иноверца строго запрещены.
«Фундаменталистические организации выступают за очищение традиционного ислама, обвиняют в сервилизме официальных мусульманских служителей культа. Они призывают возвратиться к истокам ислама, связанным с пророком Мухаммадом и праведными халифами» (В.Х. Акаев).
Вся 60-летняя Кавказская война тоже проходила под лозунгом возврата к исламу эпохи пророка Мухаммада и его четырех халифов, и началась она с выпрямления ислама, с установления шариата, а его идеологической основой был суфийско-накшбандийский тарикат, в основе которого лежит отказ от мирских благ, аскетизм, социальное равенство всех верующих. Первоначальный ислам эпохи пророка Мухаммада и четырех его праведных халифов – Абу-Бакара, Умара, Усмана и Али – называли чистым, потому что чистыми, честными и бескорыстными были мысли и поступки всех этих халифов, пожертвовавших своим имуществом и привилегиями во имя торжества священной идеи. Сегодня ислам исповедуют более 1 млрд. верующих в 120 странах мира. В более чем 30 странах население живет по законам шариата, где общественная и личная жизнь, хозяйственная деятельность, семейно-брачные отношения регулируются канонами ислама, Кораном и сунной.
Ислам исповедует коренное население 9 субъектов Российской Федерации, на территории которых проживает более 20 млн. мусульман. Таким образом, Россия – одна из крупных стран мира со значительным мусульманским населением. Поэтому России и ее политическому руководству необходимо учитывать и то, что наша страна не только евро-азиатская, но и христиано-мусульманская держава.
Анализ истории показывает, что Россия жила и живет на стыке цивилизаций. Цивилизационный разлом проходит не только по границам нашего государства, он существует и внутри ее общественно-исторического бытия. Россия, великая евро-азиатская держава, не должна идти ни у кого на поводу – ни у европейских государств, ни у США. У нас другое мировоззрение и мироощущение, другой образ жизни, мораль, психология и менталитет. Историческая миссия России как великой евро-азиатской державы и ее роль в судьбах народов в сегодняшнем мире, полном межнациональных и межконфессиональных конфликтов, обязывает ее приложить максимум усилий и сделать объектом постоянного внимания во внутренней и внешней политике недопущение перерастания межнациональных конфликтов в межконфессиональные противостояния и войны. Это крайне опасно не только для целостности России, населенной народами, исповедующими разные религии, но и несет угрозу хрупким мирным взаимоотношениям всех народов Земли, исповедующих ислам и христианство.
Судьбы народов мира и созданных им культур находятся в прямой зависимости от интеграционных процессов. Они успешны, если осуществляется взаимозаинтересованный диалог, происходит сближение культур и цивилизаций. Признание паритета культур, мультикультурной ситуации – путь социокультурного равновесия и прогресса человечества (В.Х. Акаев).
Немалую роль в этих глобальных процессах призван играть ислам – религия добра, мира, справедливости и гуманизма.