15:00 | 20 сентября, Чт

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Хозяйки своей судьбы

A- A+

Вызываю такси, сажусь, а на месте водителя… представительница прекрасной половины человечества. Если вы думаете, что это хрупкая барышня, то ошибаетесь – работа на такси для женщин с характером, готовых в любой момент пустить в ход кулаки. Наши героини - работницы городских служб такси. За плечами у каждой - богатый водительский опыт, а их судьбы заслуживают отдельного рассказа.

Бурлият Кучакаева за рулем уже 35 лет, из них 15 неотрывно работает на такси. Признается, что характер у нее жесткий, не боится ни здорового мужика, ни опасной дороги. Историй из ее жизни хватит на 10 рассказов.

— В 9 лет меня отец впервые посадил за свою «копейку», а в 10 я уже ее угоняла. Хуже пацанов была. На бокс ходила, штанги поднимала. После замужества быстро развелась, пришлось кормить себя и ребенка. В 90-е годы работала в одной из первых фирм такси. Выезжала и в снег, и в мороз. Поначалу было неудобно, стыдно. Потом пообвыкла. А позже пригласили работать в фирму «Ностальжи». По сей день езжу на желтой волге. Единственная женщина среди мужчин.  

Бурлият, или Белла, как ее называют коллеги, успевает и детей воспитывать (дочь скоро замуж выходит, сыну 13 лет), и  подрабатывать, развозя сыр с кутанов. Ее приглашают инструктором в автошколу, но она отказывается. «Нервов не хватит учить», — говорит.

Мужчины с ней не связываются, боятся. «Не то скажешь ей, не заметишь, как получишь по башке», — говорят про нее коллеги.

По городу ее машину знают многие – трудно не заметить ярко-желтую «Волгу» с зеркальным номером 202. Свою машину она чувствует хорошо, в дороге полагается на интуицию. Говорит, что от столкновения с другой машиной спасают только реакция и годы вождения. Она настолько привыкла к своей «Волге», что о коробке-автомат и думать не хочет.

— Я за то, чтобы женщины научились водить и не зависели от машины мужа или того же такси, — рассказывает Бурлият, пока мы едем по одной из улиц Махачкалы. — Многие мои бывшие клиентки получили права, купили иномарки и теперь сами рассекают.

Бурлият знает в этом городе все тупики и закоулки. Терпеть не может светофоры, пробки — у нее везде свои объездные дороги. Ее машина везет меня от издательства в Редукторном, но вместо того, чтобы поехать по проспекту Петра I,

она неожиданно сворачивает к морю и через дворы проскальзывает, я не успеваю опомниться, как наше такси уже выскакивает у гостиницы «Петровская». Мотор «лисички» послушно ревет, руль вертится не переставая, точно штурвал в руках капитана корабля, уверенно продирающегося сквозь море припаркованных машин. От поездки с бывалым таксистом получаешь настоящее удовольствие. «Клиенты мои часто, не скрывая своего восхищения, переплачивают, говоря, что давненько такого класса не видели», — говорит с гордостью таксистка.

IMG_8110.jpgЗагра Мутаева – тоже водитель со стажем. На такси работает 8 лет, а вот за рулем с 1976 года. За это время успела 16 лет поработать водителем на «скорой». Между этими работами есть что-то общее – важна быстрота. Разница же в том, когда везешь больного, о правилах дорожного движения не думаешь – лишь бы довезти живым. Любимый маршрут – Махачкала-Кисловодск. Пока едешь, наслаждаешься высокоскоростной трассой, красотами Чечни, чистотой Грозного.

Курить в машине Загра не разрешает ни мужчинам, ни женщинам. «Мужчина, если только прикурил, подойдя к машине, и видит меня за рулем, сразу сигарету выбрасывает. Или сама говорю: «Докурите, я подожду». Большинство моих постоянных клиентов — женщины из хороших семей, жены высокопоставленных людей. Они садятся в чистой одежде, пахнут хорошим парфюмом и  совсем не хотят вдыхать сигаретный запах».

На вопрос, есть ли в городе понятие «женское такси», отвечает, что такого пока нет, но, возможно, придумают.

— Бывает, что звонят диспетчеру и просят, чтобы водитель была женщина – детей отвезти в школу или из садика забрать. Им легче доверить это дело мне, чем мужчине. Есть клиенты, которые ездят со мной уже 8 лет. Наверное, я внушаю им доверие, — рассказывает собеседница.

— Женщина на такси — это, конечно, вызов мужскому самолюбию, — продолжает Загра. — Многие мужчины ревнуют к своей профессии. Завистливых мужиков сильно задевает, если женщина едет на иномарке, а у него старая развалюха. Такие пытаются не дать дорогу, зажать, вытеснить из своего же ряда.    

Ее белый «Хендай Солярис» кому-то может показаться слишком респектабельным для такси. На вопрос, не жалко ли гробить иномарку на махачкалинских дорогах, отвечает:

— Жалко, но кто сказал, что клиент должен ездить в плохой машине?

Среди водителей такси встретить воспитанного, тактичного человека – большая удача. Часто замечание по поводу громкой музыки или запаха сигарет они воспринимают как личное оскорбление. Загра – приятное исключение. Она уважительно говорит с клиентом и требует такого же уважения к себе.

 — Бывает, молодые девушки, которые чувствуют себя богаче других, показывают «понты». Хотя таксист — это такой же человек, как и они. Почему бы не разговаривать с ним, как с равным? А если водитель — взрослый человек, как минимум с уважением. Я таких не терплю и быстро даю понять, что к чему.

 — А что говорят мужчины, когда впервые видят женщину за рулем такси?

В темное время, не обратив внимания, садятся со словами  «Салам алейкум». Я им в ответ: — «Здравствуйте». Улыбаются.

Признается, что нервничать приходится не столько из-за клиентов, сколько из-за водителей на дороге. Молодежь практически правила дорожного движения не соблюдает. 90% ребят, даже те, кто знал, для чего придуман поворотник, напрочь забыли о нем. Никогда не знаешь, что от такого водилы можно ожидать.

 — В советское время в автошколе учились по шесть месяцев. А сейчас все, у кого деньги завелись, рассекают. Соседство на дороге с такими «водителями», мягко говоря, раздражает. Для себя выработала отдельное правило – вылавливаю зрительно дураков и стараюсь держаться от них на расстоянии.

IMG_8115.jpgСледующая героиня — Ремзият Исмаилова, мать шестерых детей. У нее три сына и три дочки. Старшему 23 года, самая младшая в этом году пошла в первый класс. Пять лет назад у Ремзият умер муж. Помощи от государства она ждать не стала и начала обеспечивать семью сама. Ночью работает на такси, а днем воспитывает детей.

— Трудно, — признается она, — зато дети ни в чем не нуждаются. В такой работе нельзя без оружия, — рассказывает Ремзият. Раньше держала в машине электрошокер, потом перешла на газовый баллончик, но пока применять не приходилось. Стараюсь с каждым, даже очень пьяным клиентом ладить, шутить. Жаль, что в такси не предусмотрена тревожная кнопка, ведь в опасной ситуации позвонить диспетчеру просто не успеешь.

Клиенты всякие бывают. На днях везла одного пьяного. Я, говорит, тебе платить не буду. Посреди проспекта Акушинского остановила машину, вышла, схватила его за шкирку — выходи, говорю. 100 рублей взяла с него и уехала. На этой работе женщине нельзя показывать слабость.

А еще недавно случай неприятный такой был. Отвезла  в Каспийск трех пьяных девушек. Пытаются выйти, не заплатив. Среди таксистов о них давно поговаривали: мол, выходят из машины, обещая оплатить, и пропадают. Но со мной у них этот вариант не прошел. Я им хорошенько всыпала.

По словам Ремзият, главное в этой работе — не возраст, а то, как ты себя поставишь с клиентом. И, конечно, терпение.

Но вот вроде и все. Три разные женщины, у каждой свой характер, своя судьба. Но все же есть у них общее – заниматься этим опасным и весьма нелегким  трудом их заставила сложная жизненная ситуация, из которой они нашли выход, пусть и не свойственный патриархальному Дагестану. Зато они самодостаточны, не плачутся направо и налево о безденежье и уверенно смотрят вперед, растят детей, внуков.  Вряд ли про них можно сказать, что они – слабый пол.   

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Общество»