И если я родной забуду язык…
Многоязычие – лицо Дагестана. Сегодня в стране нет другого региона, перед которым стояла бы задача сохранить более трех десятков коренных языков, обеспечить их учебно-методической базой. Наличие письменных, бесписьменных языков, относящихся к разным системам, создает в республике дополнительные трудности. Тем не менее от регулирования отношений в этой сфере зависит стабильность в обществе, поскольку любое упущение может интерпретироваться как ущемление национальных интересов какого-либо из народов, может привести к межнациональным конфликтам, к дестабилизации обстановки в республике.
У нас создана законодательная база для изучения и функционирования языков народов Дагестана, которая гарантирует сохранение родных языков. Особо следует выделить Закон РД «Об образовании в РД», принятый в 2006 году и обновленный в 2014-м. Если до принятия этого закона родные языки изучались по желанию родителей, то есть не изучались вовсе, то с принятием закона изучение родных языков стало обязательным наряду с математикой, русским языком и другими. Но нас беспокоит снижение уровня функционирования родных языков в различных сферах жизни, а также равнодушие к этому и чиновников, и педагогических коллективов, и родителей.
Хотя наша республика является единственным субъектом, где не был принят закон о языках, ни в одной другой республике нет такого внимания к родным языкам, этнокультурному образованию, как в Дагестане. К настоящему времени разработаны несколько проектов закона РД «О языках народов Дагестана», работа над которыми продолжается. Вместе с тем мы сегодня имеем утвержденную Правительством РД государственную программу в рамках приоритетного проекта развития республики «Человеческий капитал» и подпроектов «Просвещенный Дагестан», «Развитие и сохранение русского языка и языков народов Дагестана».
Буквально на днях издан указ о создании при Главе республики Совета по русскому языку и языкам народов Дагестана. Кроме того, завершается работа над постановлением Правительства «О неотложных мерах по сохранению и изучению русского языка и языков народов Дагестана», рассчитанным на несколько лет.
Сегодня в школах республики трудится большая армия учителей родных языков – 2879 человек, в том числе 874 чел. в городских школах. И с моей точки зрения проблема с преподаванием родных языков упирается в отсутствие опыта работы учителей, передовой инновационной методики преподавания родных языков, низкий уровень специалистов, выпускаемых вузами республики.
Необходимо несколько слов сказать и об учебниках на родных языках. Несмотря на то, что за последние 10 лет силами ученых и опытных учителей республики издано около 450 наименований учебников, учебных пособий на четырнадцати языках народов Дагестана общим тиражом около 3 млн экземпляров, все еще наблюдается их нехватка. Создание учебника – сложный и трудоемкий процесс, не каждый ученый способен на это. Вот почему, когда в СМИ публикуются условия конкурса на создание учебников по предметам национально-регионального компонента для учащихся I-XI классов, мало кто на эти конкурсы откликается. Да и принятый недавно Министерством образования и науки РФ новый порядок экспертизы учебников не дает возможности своевременно и качественно издавать учебники на родных языках. Посудите сами: рукопись каждого учебника или учебного пособия должна получить пять экспертных заключений: в Российской академии наук, в Российской академии образования, в Общественной палате и в других организациях. И только после получения положительных экспертных заключений рукопись направляется для получения грифа в Минобрнауки РФ, и лишь затем заключается договор с издательством. Причем только с тем издательством, которое находится в перечне организаций, утвержденных приказом Минобрнауки РФ.
Для повышения интереса к родному языку необходимо составить своего рода «дорожную карту», начиная с семьи, детского сада, школы, вуза, которые должны принимать активное участие, чтобы вызвать интерес детей к родному языку, к самобытной культуре, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Для этого все мы должны считать одним из главных приоритетов государственной политики в республике заботу о языковом и культурном многообразии не на словах, а на деле.
Гамидулах Магомедов, профессор, доктор филологических наук, директор НИИ МОН РД им. А.А. Тахо-Годи