05:44 | 19 ноября, Вс

Махачкала

19.11.2017
1EUR70.3604Руб0.0000
1USD59.6325Руб0.0000

И если я родной забуду язык…

A- A+

Многоязычие – лицо Дагестана. Сегодня в стране нет другого региона, перед которым стояла бы задача сохранить более трех десятков коренных языков, обеспечить их учебно-методической базой. Наличие письменных, бесписьменных языков, относящихся к разным системам, создает в республике дополнительные трудности. Тем не менее от регулирования отношений в этой сфере зависит стабильность в обществе, поскольку любое упущение может интерпретироваться как ущемление национальных интересов какого-либо из народов, может привести к межнациональным конфликтам, к дестабилизации обстановки в республике.

У нас создана законодательная база для изу­чения и функционирования языков народов Дагестана, которая гарантирует сохранение  родных языков. Особо следует выделить Закон РД  «Об образовании в РД», принятый в 2006 году и обновленный в 2014-м. Если до принятия этого закона родные  языки изучались по желанию родителей, то есть не изучались вовсе, то с принятием  закона изучение родных языков стало обязательным наряду с математикой, русским языком и другими. Но нас беспокоит  снижение  уровня функционирования  родных языков в различных сферах жизни, а также равнодушие к этому и чиновников, и педагогических коллективов, и родителей.

Хотя наша республика является единственным субъектом, где не был принят закон о языках,  ни в одной другой республике нет такого внимания к родным языкам, этнокультурному образованию, как в Дагестане. К настоящему времени разработаны несколько проектов закона РД «О языках народов Дагестана»,  работа над которыми продолжается. Вместе с тем мы сегодня имеем утвержденную Правительством РД государственную программу в рамках приоритетного проекта развития республики «Человеческий капитал» и подпроектов «Просвещенный Дагестан», «Развитие и сохранение русского языка и языков народов Дагестана».

Буквально на днях издан указ о создании при Главе республики Совета по русскому языку и языкам народов Дагестана. Кроме того, завершается работа над постановлением Правительства «О неотложных мерах по сохранению и изучению русского языка и языков народов Дагестана», рассчитанным  на несколько лет.

Сегодня в школах  республики  трудится большая армия учителей родных языков – 2879 человек, в том числе  874 чел. в городских школах. И с моей точки зрения  проблема  с преподаванием родных языков упирается в  отсутствие опыта работы учителей, передовой инновационной  методики преподавания родных языков, низкий уровень специалистов, выпускаемых вузами республики.

Необходимо несколько слов сказать и об учебниках на родных языках. Несмотря на то, что за последние 10 лет силами ученых и опытных учителей республики издано около 450 наименований учебников, учебных пособий на четырнадцати языках народов Дагестана общим тиражом около 3 млн экземпляров,  все еще наблюдается  их нехватка. Создание учебника –  сложный и трудоемкий процесс, не каждый  ученый способен на это. Вот почему, когда в СМИ  публикуются условия конкурса на создание учебников по предметам национально-регионального компонента для учащихся I-XI классов, мало кто на эти конкурсы откликается. Да и принятый недавно Министерством образования и науки  РФ  новый порядок экспертизы учебников не дает возможности своевременно и качественно издавать учебники на родных языках. Посудите сами: рукопись каждого учебника или учебного  пособия  должна получить пять экспертных заключений: в Российской академии наук, в Российской академии образования, в Общественной палате и в других организациях. И только после получения положительных экспертных заключений рукопись направляется для получения грифа в Минобр­науки РФ, и лишь затем  заключается договор с издательством. Причем только с тем издательством, которое находится  в перечне организаций, утвержденных приказом Минобрнауки РФ.

Для повышения интереса к родному языку  необходимо  составить своего рода «дорожную карту», начиная с семьи, детского сада, школы, вуза, которые должны принимать активное участие, чтобы вызвать интерес детей к родному языку, к самобытной культуре, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Для этого все мы должны считать одним из главных приоритетов государственной политики в республике  заботу о языковом и культурном многообразии не на словах, а на деле.  

Гамидулах Магомедов, профессор, доктор филологических наук, директор НИИ МОН РД им. А.А. Тахо-Годи

Статьи из рубрики «Общество»