Купить PDF-версию
20:52 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X

Информация стала реальной силой

Эксперты продолжают обсуждать вопросы религиозно-политического экстремизма, терроризма, степень риска в условиях стабильности, когда накал противостояния приверженцев исламского радикализма, кажется, пошёл на спад. Но нельзя не учитывать, что идеологическая многоликость, превращаясь в новые конструкции верований, подминая под себя культовые учреждения, продолжает вовлекать в противоправную деятельность молодежь и, что опаснее всего, детей, подростков, таким образом набирая «актив» борцов за «чистый» ислам.

Так что же должно стать сдерживающим фактором для тех, кто оказался в рядах экстремистов, убежденность которых держится на позициях ортодоксального ислама, порождая раскол в мусульманских общинах? И как должна вести себя местная власть? Какие применять рычаги для того, чтобы сохранить молодое поколение, детей, всё больше вовлекаемых в идеологическое противостояние? И какова роль государственных СМИ в сохранении идентичности, во все времена являющейся своеобразным щитом в диалоге с теми, кто пропагандирует ортодоксальный ислам?

В поисках ответа на эти вопросы в рамках реализации республиканской госпрограммы «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в РД» состоялся обстоятельный разговор, в котором приняли участие журналисты, специалисты республиканских органов местного самоуправления, задействованных в мероприятиях по профилактике экстремизма. Семинар вызвал живой интерес, оказался полезным всем его участникам.

Предваряя начало семинара-совещания, министр информации и печати РД Умаросман Гаджиев отметил особую роль СМИ, антитеррористических комиссий муниципальных образований как одно из основных направлений в профилактике экстремизма, терроризма. Он напомнил, что республика живет без терактов, мирной жизнью, увеличилось число туристов, что свидетельствует о том, что Дагестан стал безопасным, здесь нет условий для проявления сепаратистских настроений. Тем не менее нельзя забывать, что деструктивные силы в сети интернет, используя виртуальные ресурсы, применяют зомбирующие сознание технологии, что приводит к тому, что протестные настроения выливаются в возможные теракты, совершаемые школьниками, студентами.

И надо говорить не только о том, как должна строиться работа по противодействию экстремизму, терроризму, но и о профилактике на школьном, вузовском этапе. Министр назвал цифру: 2 тысячи дагестанцев оказались потерянными для республики, пополнив экстремистские группировки в Сирии. И об этом надо беседовать в школах, трудовых коллективах, рассказывая, к чему может привести идеология террора, как распознать её на первоначальном этапе – в, казалось бы, обычных житейских ситуациях, в виртуальном пространстве, ориентированном на молодежь, учитывая его доступность, популярность. Не стоит забывать и о том, что во всемирной паутине функционирует большое количество новостных агентств, сайтов, напрямую связанных с террористическими организациями, разделяющих противоправную идеологию и оказывающих террористам поддержку в различных формах. Информационный анализ показывает, что контент основных интернет-ресурсов по продвижению идеологии терроризма носит агрессивный, наступательный характер, отличаясь продуманным спектром методов информационно-психологического воздействия на пользователей.

Раскрывая тему противодействия идеологии терроризма в условиях «спящего состояния» и влияния извне, директор РИА «Дагестан» М. Магомедов поднял тему вовлечения детей в составы «спящих» ячеек. Он отметил, что произошло существенное омоложение экстремистского электората и речь идет не о 30-летних, а о детях, школьниках, в которых наиболее силён протестный дух. Выступающий напомнил, что с айпи-адресов работают иноагенты влияния из Чехии, Грузии, Прибалтики, Украины, а это свидетельствует о том, что СКФО находится под пристальным вниманием внешних сил. Молодежные, школьные аккаунты адресованы конкретной возрастной группе, пропагандируя идеологию экстремизма, терроризма, меняя диалоговые площадки. И это не только Фейсбук, но и Тик-Ток, где в, казалось бы, невинных роликах проецируется иная поведенческая психология подростков, молодежи, призывающая к противостоянию, проявлению протестных настроений. А чтобы противодействовать этому, необходим рост социальных лифтов, вовлеченность на школьном этапе в кружковую деятельность, система дополнительного образования, чтобы ребенок был занят делом. Необходимо шире привлекать к воспитательной работе родителей, для многих из которых недосуг разбираться, какой жизнью живет ребенок, в каких виртуальных порталах он может оказаться, попав в настоящую беду.

М. Магомедов также обратил внимание на то, что сеть так называемых «спящих ячеек» – одна из актуальных проблем, связанных с нарастанием пропагандистской и вербовочной деятельности в интернете. Люди, попавшие в зависимость соцсетей и мессенджеров, всё чаще совершают теракты. И подобное давление в идеологической сфере на неокрепшие умы, их вербовка активно продолжаются. И это одна из самых серьезных проблем, с которой специалисты АТК должны справляться на местах.

Тему деструктивного воздействия интернета на молодежь и несовершеннолетних продолжил М. Дадаев, сотрудник отдела просвещения Духовного управления мусульман Дагестана, он продемонстрировал серию мультимедийных презентаций, раскрывающих технологию насилия, так называемого шок-контакта, когда притупляются нравственные ориентиры, а молодой человек является жертвой манипуляторов, демонстрирующих насилие как бытовой факт. Виртуализация сознания приводит к тому, что «страшные истории» превращаются в поведенческую модель подростка, превращая его в зомби, маньяка, переставшего чувствовать грань между виртуальными и реальными сюжетами.

«Второе пространство» запрещенных порталов формирует образ некоего трансформера, лишенного каких-либо человеческих качеств, готового бездумно убивать. И психологические механизмы формирования личности безопасного типа связаны с последовательной цепочкой образование – воспитание – развитие, считает А. Цахаева, профессор ДГПУ, член экспертного совета при АТК республики. Это целый комплекс по духовно-нравственному воспитанию молодого поколения, и просвещенческая деятельность – одна их приоритетных в ряду социально важных проектов, необходимых при работе с «недоработанным продуктом», чтобы воспитать гармоничную личность.

Повышение качества религиозного образования и просвещение как способ противодействия идеологии терроризма в медиапространстве стали основной темой выступления профессора ДГУ М. Билалова. Его эмоциональное выступление вызвало дискуссию среди участников. Он говорил, что религиозное образование должно быть более информативным и дети, наряду с религиозными предметами, должны получать светское образование, не входя в противоречие с религиозным, что предполагает просвещенный ислам. М. Билалов акцентировал внимание на том, что культурное наследие и есть геном, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

По его мнению, одной из главных тенденций в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества является формирование у молодежи патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Особую значимость такая работа приобретает в условиях применения различного рода политических, экономических, информационных и других мер противодействия. М. Билалов также напомнил, что традиционные религиозные институты должны больше работать над искоренением религиозного невежества, ведь религия – это часть общественного сознания, мировоззрение, основанное на общечеловеческих ценностях, свод наук, определенная система взглядов. И в светских школах предмет «Религия и основы светской этики», представленный несколькими модулями, выбрать которые родители должны в соответствии с традициями своей семьи, должен не разобщать, а объединять.

Семинар охватил целый круг смежных тем, так или иначе связанных с информационным противодействием распространению терроризма, экстремизма в республике. Это проблемные вопросы информационной защиты детей в виртуальных сетях. Немало времени было уделено психологическим, педагогическим и социологическим аспектам противодействия экстремизму, тому, как оградить молодого человека от влияния вербовщиков и каковы на самом деле наиболее эффективные инструментарии информационной работы с молодежью.

Статьи из «Антитеррор»

Рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта

1
Цель данных рекомендаций - помочь гражданам правильно ориентироваться и...

Действия при получении сообщения об угрозе террористического акта

8
Сообщение об угрозе террористического акта может поступать несколькими способами. Чаще...

Производная войны

14
Обстрелы приграничных российских городов, гибель мирных граждан – это циничные преступления Киева и компании, рассчитанные на дестабилизацию обстановки в нашей...

Театр воспитывает

37
Как и любое искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые были подмечены еще...

Терроризм – путь к разрушению

44
Переросший в глобальную угрозу современный терроризм все...

Портал противодействия

63
Специфический террор, трансформируясь, обретает видоизмененные контуры локальной убойной...

Мы разные. Но мы вместе

72
Можно ли утверждать, что наплыв яростного террора 90-х годов прошлого столетия прошел точку...