Сетевое издание «Дагестанская правда»

10:00 | 28 февраля, Вс

Махачкала

Weather Icon

Испытание на зрелость

A- A+

Ключевой проблемой для философов и культурологов сегодня выступает интерпретация культурного разнообразия мира как органичной функциональной особенности процесса глобализации. Люди, живущие в едином социокультурном и политико-культурном пространстве, имеют комплекс неких общих для них ценностей, норм, установок, определяющих содержание и направленность общественного сознания. Культуру следует рассматривать как открытую художественно-эстетическую систему. Процессы глобализации усилили взаимодействие различных культурных традиций. Взаимодействие – это залог взаимопонимания. «Культура едина не только в вертикальной смене качественных состояний, она едина и в горизонтальном многообразии форм. Культура целостна. Настолько целостна, что из нее нельзя убрать части, чтобы не навредить остальным», так считает А.А.Гусейнов, А.С.Запесоцкий в своей книге «Культурология Дмитрия Лихачева».

Сегодня в мире все более усиливается необходимость в теоретико-методологическом осмыслении проблем региональной культуры, общенационального самосознания и самоидентификации народов. Идентификация человека как личности в современном российском социокультурном пространстве происходит одновременно по нескольким вертикальным и горизонтальным аспектам.

В своей новой монографии «Дагестан в культуре и цивилизации» профессор М.И. Билалов приглашает читателя включиться в интенсивный поиск духовных истоков и цивилизационных перспектив России и Дагестана, в котором они находятся в последние десятилетия. Билалов является автором интересных работ по проблемам анализа познавательной культуры, религиозного сознания, особенностей цивилизационно-культурной идентичности народов Кавказа и Дагестана, к примеру, таких монографий, как «Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания», «Суфизм и познавательная культура» и других.

В новой монографии автор осмысливает причины сложных, экономически и политически неблагополучных процессов социальных и культурных потрясений, подвергших наше общество подлинному испытанию на прочность. В истории, как и в природе, существуют волны времени, ритмическая смена эпох и периодов, смена типов культуры и ценностей. 90-е годы двадцатого века и первое десятилетие ХХI века показали, что Дагестан, как и другие национальные республики Северного Кавказа, находится на перепутье. Хотя последние 30 лет выдались сложными и непредсказуемыми для всей России, Дагестан подвергся подлинному испытанию на духовную зрелость – он находится в интенсивном поиске своих цивилизационных истоков и перспектив.

Как отмечает автор, ныне в дагестанском обществе осуществляются содержательное оформление национального сознания и самосознания, обращение к истории, культуре и религии, пересмотр некогда, казалось бы, незыблемых векторов своего будущего. Дагестан осмысливает свое место в этом мире, когда европейская цивилизация вступила в информационный этап постиндустриального общества, в котором доминируют глобализационные тенденции, подчиняющиеся необычным, как сегодня в науке считают, синергетическим и постмодернистским закономерностям.
Определяющая тенденция нашего времени – это трансформация социокультурного пространства как в рамках отдельных стран и регионов, так и в глобальном масштабе. Уникальность социокультурного пространства Северо — Кавказского региона заключается в том, что здесь столкнулись несколько культурных традиций: этническая партикулярная традиция, русско-советская культурная традиция, западная культурная парадигма и усилившееся сегодня влияние культурных традиций Востока, в частности, резкое усиление идеологического влияния ислама, приобретающее временами в отдельных субъектах региона вид религиозно-политического радикализма и экстремизма.

Основой диалога между цивилизациями, ядром социокультурного строя является система ценностей. На нынешнем этапе развития человечества формирование общечеловеческой системы ценностей на основе диалога, сотрудничества цивилизаций отстает от процесса глобализации, который развивается по западному сценарию неолиберальной модели и западной системы ценностей.

По-разному оценивается учеными будущее локальных цивилизаций, этнических культур, исторической и социокультурной самобытности. Наиболее распространенными являются концепции «столкновения цивилизаций» и «цивилизационного диалога и взаимодействия».

Как известно, в окончательной форме тезис о том, что цивилизация определяется культурой — «собрание культурных характеристик и феноменов» — принадлежит французскому историку Ф. Броделю. Сегодня границы новых единиц структурирования человеческой цивилизации проходят по ареалам распространения языков и соответствующих образов жизни, включающих и броделевские «собрания культурных характеристик и феноменов».

Философов, как и всех здравомыслящих людей, сегодня волнуют вопросы: каково влияние процесса глобализации на культурный и духовный климат нашей эпохи, какие новые опасности и риски сопутствуют этому процессу?

Глобализационные тенденции развития человечества в настоящее время создали предпосылки двух возможных вариантов развития мира: столкновение или диалог цивилизаций. Хантингтон, Фукуяма, Киссенджер и другие западные ученые придерживаются точки зрения, что преобладающей тенденцией мирового развития является именно столкновение цивилизаций, причем религиозный фактор рассматривается в качестве главного конфликтогенного элемента в системе современных межцивилизационных противоречий.

В своей новой книге М.И. Билалов приглашает читателя включиться в поиск духовных истоков и цивилизационных перспектив народов Дагестана в условиях глобализационных трансформаций.

Под влиянием глобализационных тенденций усилился также процесс интеграции этнической, конфессиональной, культурной, информационной сфер жизни различных стран и народов. Следует отметить неоднозначный характер влияния глобализации на этноконфессиональные отношения. С одной стороны, усилились тенденции объединения религиозных, этнических, цивилизационно-культурных традиций, их взаимовлияние, усилилась роль религиозного и этнического факторов в жизни социума. С другой стороны, под влиянием опасности потери этнической и религиозной идентичности усилилось стремление к их изоляции, замкнутости, крайними проявлениями чего стали этносепаратизм, религиозно-политический экстремизм и терроризм.

Культурное многообразие России представляет собой сумму этнических и конфессиональных идентичностей более ста народов, проживающих на территории государства. Феномен современного российского самосознания возник на основе межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия и взаимовлияния, имеющего многовековую историю. Ученые рассматривают этническую и религиозную идентичности в качестве базовых ценностей, оказавших решающее влияние на становление общероссийской культурной и цивилизационной традиции. В России в настоящее время идет процесс формирования общенациональной идентичности.

Автор справедливо отмечает, что Дагестан должен стремиться встать в ряд продвинутых цивилизованных стран мира, сохранив себя. Свою культурную самобытность и религиозную самобытность. По типам развития цивилизации культурно-историческое развитие человечества делится на крупные социумы, охватывающие специфические особенности, характерные для многих обществ. Такими особенностями могут быть общие фундаментальные черты духовной жизни, общность и взаимозависимость историко-политических судеб и экономического развития, взаимопереплетение культур, наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития и др. Таким образом выделяют десятки типов цивилизаций, но чаще всего говорят о восточном, западном и современном типах цивилизации. Автор книги придерживается широко распространенной концепции Даниела Белла, выделившего три основные исторические стадии цивилизационного мироустройства: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная. Подробно рассматриваются становление русской и дагестанской познавательной культуры, влияние суфизма на культуру и мышление народов Дагестана.

Еще одну особенность книги составляет преломление философии через гносеологию, что применительно к рассматриваемой проблематике означает взгляд на социальные субъекты через их познавательную активность, оценка результатов их деятельности с точки зрения результативности и перспективности. По мнению автора, философия должна учитывать, что управление «погружено» в культуру, а культура принятия решений детерминирована национальной культурой, историей народа, его менталитетом.

Отметим, что при этом автор не претендует на роль футуролога, скорее в книге предлагаются разные способы мышления с целью более полного восприятия реальности. Создаются некие прогностические модели и картины, которые могут лечь в основу более состоятельного футурологического проекта.

С одной стороны, на философию можно смотреть как на сложную академическую науку, накопившую мощный научный потенциал, поэтому нам может показаться немыслимым и практически невозможным изучить полностью багаж знаний, доставшийся нам от предков. С другой стороны, философское осмысление мира является неотъемлемой потребностью и свойством любого современного человека. Каждый, кто хоть раз задавался вопросами — что же такое мир, в котором мы живем, каково самое справедливое государственное устройство, в чем смысл жизни — по праву может назвать себя философом. Наверное, именно поэтому книга предназначена для широкого круга читателей, носит философско-публицистический характер, и для облегчения чтения в конце ее даны словарь и краткие сведения об упоминаемых в книге философах и ученых.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»