Сетевое издание «Дагестанская правда»

00:00 | 18 января, Пн

Махачкала

Weather Icon

История Дагестана в рисунках

A- A+

Публикации «Дагестанской правды» об инициативе Дагестанского музея изобразительных искусств организовать выставку московского мастера Николая Лакова, работавшего в нашей республике в 30-е годы прошлого столетия и создавшего в рисунках, графических листах своеобразную летопись истории Дагестана, привлекли внимание искусствоведов. К тому же музеем издан альбом-каталог совместно с московскими искусствоведами – лауреатом Государственной премии России Ольгой Струговой, Ксенией Паршиной.

Вот что об этом пишет кандидат искусствоведения, доцент Даггоспедуниверситета Наталья Мусаева, откликнувшаяся на корреспонденции нашей газеты.

В каталог вошли 400 произведений блестящего рисовальщика, художника широчайшего диапазона, ярко проявившего себя в живописи, скульптуре, декоративно-прикладном, театрально-декорационном искусстве Н. Лакова. Этот проект ДМИИ открыл миру имя московского художника посредством искусствоведческого исследования дагестанцев.

Современный художественный музей – не просто хранитель наследия, он – пропагандист, просветитель, исследователь. Без изучения и анализа полотен художников немыслима научно-исследовательская работа. Вот почему одним из показателей эффективности деятельности любого музейного учреждения является тот вклад, который он вносит в искусствоведение как науку. В этом смысле Дагестанский музей изобразительных искусств (ДМИИ) им. П. Гамзатовой – прекрасный пример проявления всех функций, возлагаемых на художественные музеи.

Издание «Художник Николай Лаков. От советского авангарда до соцреализма» увидело свет благодаря ДМИИ – это искусствоведческое исследование, снабженное обширной иллюстративной частью, относится к жанру научного иллюстрированного каталога, точнее, альбома-каталога. Цель подобных изданий – максимально полная публикация творческого наследия художников, которых можно считать уже классиками отечественного искусства. Это не просто красочный альбом, это органическая часть серьезного научного исследования, его орудие.

Подобные издания всегда вызывают огромный интерес и специалистов, и читателей. Подбор иллюстраций для таких книг сопряжен с огромными трудностями, ибо авторы (О. Стругова и С. Гамзатова) в данном случае не отбирали из ранее собранного их предшественниками материала, а все собрано ими самими от начала и до конца, наиболее ярко характеризующее творческое лицо художника. Каталоги подобного рода дают возможность проследить ход становления творческой личности, основные тенденции, периоды кризиса, требующие анализа и выводов.

Как очевидно, иллюстративный материал собирался буквально по крохам. Конечно, основную его часть составили работы из музеев и сохраненных частными лицами – дагестанцами, но немалое количество произведений было предоставлено и Государственной Третьяковской галереей, Государственным музеем изобразительных искусств им. А. Пушкина, Государственным музеем искусства народов Востока, Музейно-выставочным комплексом Московской области «Новый Иерусалим», московскими коллекционерами.

Авторы каталожных описаний постарались сообщить максимум сведений о личностях, которых изображал художник, иногда и о событиях, связанных с их судьбами. Эти комментарии оказались очень интересными. Каталог – прекрасное справочное подспорье для будущих исследований, так как каждый тезис текста может натолкнуть на изучение той или иной грани творчества художника. Можно заняться анализом портретного или пейзажного искусства Н. Лакова, его работы по созданию костюмов к постановкам и концертным номерам, его супрематических или кубистических композиций авангардистского периода, зарисовками, сделанными во время Великой Отечественной войны, иллюстрациями к книгам или его фотографиями. Безусловно, напрашивается и отдельное исследование работы Н. Лакова в Дагестане и его вклад в развитие дагестанского профессионального искусства.

Авторы не ставили перед собой задачу анализа произведений Лакова, это не цель подобных изданий, но они сделали большее: породили интерес к творчеству художника и желание представлять и в дальнейшем искусство тех мастеров, которых наш Дагестан вдохновил на творческие поиски.

Что касается самих произведений, представленных в каталоге, то следует отметить высокий графический уровень многих из них. А профессионализм графика проявляется прежде всего в умении владеть рисунком, линией, пятном, светом и тенью, а в акварели и цветных карандашах – колоритом. В изображении сложных движений танцоров поражает их точность и выразительность. В этих листах Н. Лаков не только художник, он – исследователь, прекрасный этнограф. Невозможно не восхищаться им как портретистом. Художник передает характерные особенности каждого персонажа, четко конструирует построение головы, структуру мышц. Каждый его герой – неповторимая личность. Лица горцев поражают своей мужественностью, женщины полны очарования и нежности.

Каталог освещает не только творческий путь художника, он – летопись сложной судьбы России и дагестанской истории. Поэтому для современного человека он представляет познавательный интерес. И будучи поставленным в ряд с другими похожими изданиями, регулярно выходящими в музее им. П. Гамзатовой, он является одним из кубиков, который дополняет общую картину развития дагестанского изобразительного искусства в контексте истории страны.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»