Купить PDF-версию
18:32 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
09:22 02.03.2017

Избавимся от знаний,

Проблема издания учебников по родным языкам все еще висит в воздухе. Несмотря на некогда громкие обещания, сегодня никто не берется ответить наверняка: когда и в каких количествах ожидать выхода новой их партии.

На одном из заседаний Совета по русскому языку и языкам народов Дагестана Глава республики Рамазан Абдулатипов дал конкретное поручение ответственным лицам в срочном порядке разобраться с ситуацией обеспечения учебниками учащихся всех школ и еще раз указал на необходимость максимального расширения сферы изу­чения родных языков.

За разъяснениями мы обратились к непосредственным исполнителям поручения Главы РД.

Директор Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А.А.Тахо-Годи Гамидулах Магомедов уверен, что в духовно-нравственном воспитании школьников особое место занимает этнокультурное образование. В него входят родные языки и литература, культура и традиции народов Дагестана, история Дагестана, география Дагестана и другое.

– Проблемы с учебниками по предметам этнокультурного образования, – отмечает профессор, – ощущаются с 2005 года, когда государство, уполномоченные органы образования перестали заказывать необходимые учебники в плановом порядке за 3-4 года вперед, перестали обновлять фонды учебников через каждые четыре года. Тем не менее, несмотря на финансовые и другие трудности, с 2005 по 2014 годы Издательством НИИ педагогики выпущено более 200 наименований учебников и учебных пособий на 11 языках народов Дагестана общим тиражом более 1 млн 600 тыс. экземпляров.

Однако с 2014 года Министерство образования и науки РД не заказывает и не финансирует издаваемые нами учебные пособия, ссылаясь на то, что будто Рособрнадзор разрешает издание только учебников, входящих в федеральный перечень, в то время как в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (см. п. 4. ст. 18) записано: «Образовательные организации выбирают учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников или учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий». А согласно приказу Минобрнауки РФ от 16 января 2012 года №16 ООО «Издательство НИИ педагогики» входило в указанный перечень организаций до середины 2016 года. Однако, повторюсь, заинтересованности никто не проявил.

И что мы имеем? В течение трех лет в школы республики ничего не поступает. Хотя, подчеркну, издаваемые нами учебные пособия полностью совпадают по содержанию и художественно-эстетическому оформлению с учебниками.

На первых порах мы отдаем предпочтение учебным пособиям, а не учебникам, исходя из следующих соображений. Во-первых, трудно (я бы сказал, даже нереально) для многонациональной республики в условиях большого дефицита квалифицированных авторов одновременно разработать и издать на двенадцати языках для нескольких классов так называемую завершенную предметную линию учебников. Объясню: для выпуска учебников только по 9-ти родным языкам для 1-4 классов необходимо разработать более 80 наименований для сельских школ и 40 наименований для городских школ. А таких линий семь.

Немаловажный момент. Предварительная экспертиза и создание электронного варианта одного (!) учебника в московских организациях требуют от заказчика более 300 тысяч рублей. После соответствующей апробации и учета мнений учителей, ученых, родителей книги будут представлены для включения в федеральный список.

При идеальном раскладе, а именно: при оказании содействия в восстановлении нашего издательства в перечне организаций, осуществляющих издание учебных пособий, книги могут появиться в школах уже в сентябре, – заключает профессор Магомедов.

В Министерстве образования и науки РД также признают острую нехватку книг в школах. Ситуацию комментирует консультант управления общего образования МОН РД Барият Гаджиева:

– Ключевая проблема нацио­нально-регионального компонента – отсутствие учебников «История Дагестана», «География Дагестана», «Культура и традиции народов Дагестана», «Дагестанская литература», включенных в федеральный перечень учебников.

В связи с этим была проведена экспертиза изданной учебно-методической литературы по нацио­нально-региональному компоненту. Созданы рабочие группы в составе ученых ДГУ, ДГПУ, ДИРО, ИЯЛИ ДНЦ РАН, сотрудников ДНИИП им.Тахо-Годи. Заключено соглашение с АО «Издательство «Просвещение». Разработана «дорожная карта», определены задачи предстоящей работы.

Прежде чем учебник попадет в федеральный перечень, он в обязательном порядке проходит серию экспертиз: научную, общественную, педагогическую, этнокультурную и региональную. На данном этапе Минобрнауки РД сформировало рабочие группы (авторские коллективы) по подготовке рукописей учебников по этнокультурному компоненту. По отдельным учебникам подготовлены рукописи и заключаются договоры о методическом и издательском сопровождении их для включения в федеральный реестр перечня учебных изданий, рекомендованных для обучения.

P.S. Пока ведомства ищут общий знаменатель, нарушаются государственные гарантии реализации права ребенка на получение образования.

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

7
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

4
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

36
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

8
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

93
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

9
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

37
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

26
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

10
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

5
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

99
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...