Избавимся от знаний,
Проблема издания учебников по родным языкам все еще висит в воздухе. Несмотря на некогда громкие обещания, сегодня никто не берется ответить наверняка: когда и в каких количествах ожидать выхода новой их партии.
На одном из заседаний Совета по русскому языку и языкам народов Дагестана Глава республики Рамазан Абдулатипов дал конкретное поручение ответственным лицам в срочном порядке разобраться с ситуацией обеспечения учебниками учащихся всех школ и еще раз указал на необходимость максимального расширения сферы изучения родных языков.
За разъяснениями мы обратились к непосредственным исполнителям поручения Главы РД.
Директор Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А.А.Тахо-Годи Гамидулах Магомедов уверен, что в духовно-нравственном воспитании школьников особое место занимает этнокультурное образование. В него входят родные языки и литература, культура и традиции народов Дагестана, история Дагестана, география Дагестана и другое.
– Проблемы с учебниками по предметам этнокультурного образования, – отмечает профессор, – ощущаются с 2005 года, когда государство, уполномоченные органы образования перестали заказывать необходимые учебники в плановом порядке за 3-4 года вперед, перестали обновлять фонды учебников через каждые четыре года. Тем не менее, несмотря на финансовые и другие трудности, с 2005 по 2014 годы Издательством НИИ педагогики выпущено более 200 наименований учебников и учебных пособий на 11 языках народов Дагестана общим тиражом более 1 млн 600 тыс. экземпляров.
Однако с 2014 года Министерство образования и науки РД не заказывает и не финансирует издаваемые нами учебные пособия, ссылаясь на то, что будто Рособрнадзор разрешает издание только учебников, входящих в федеральный перечень, в то время как в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (см. п. 4. ст. 18) записано: «Образовательные организации выбирают учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников или учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий». А согласно приказу Минобрнауки РФ от 16 января 2012 года №16 ООО «Издательство НИИ педагогики» входило в указанный перечень организаций до середины 2016 года. Однако, повторюсь, заинтересованности никто не проявил.
И что мы имеем? В течение трех лет в школы республики ничего не поступает. Хотя, подчеркну, издаваемые нами учебные пособия полностью совпадают по содержанию и художественно-эстетическому оформлению с учебниками.
На первых порах мы отдаем предпочтение учебным пособиям, а не учебникам, исходя из следующих соображений. Во-первых, трудно (я бы сказал, даже нереально) для многонациональной республики в условиях большого дефицита квалифицированных авторов одновременно разработать и издать на двенадцати языках для нескольких классов так называемую завершенную предметную линию учебников. Объясню: для выпуска учебников только по 9-ти родным языкам для 1-4 классов необходимо разработать более 80 наименований для сельских школ и 40 наименований для городских школ. А таких линий семь.
Немаловажный момент. Предварительная экспертиза и создание электронного варианта одного (!) учебника в московских организациях требуют от заказчика более 300 тысяч рублей. После соответствующей апробации и учета мнений учителей, ученых, родителей книги будут представлены для включения в федеральный список.
При идеальном раскладе, а именно: при оказании содействия в восстановлении нашего издательства в перечне организаций, осуществляющих издание учебных пособий, книги могут появиться в школах уже в сентябре, – заключает профессор Магомедов.
В Министерстве образования и науки РД также признают острую нехватку книг в школах. Ситуацию комментирует консультант управления общего образования МОН РД Барият Гаджиева:
– Ключевая проблема национально-регионального компонента – отсутствие учебников «История Дагестана», «География Дагестана», «Культура и традиции народов Дагестана», «Дагестанская литература», включенных в федеральный перечень учебников.
В связи с этим была проведена экспертиза изданной учебно-методической литературы по национально-региональному компоненту. Созданы рабочие группы в составе ученых ДГУ, ДГПУ, ДИРО, ИЯЛИ ДНЦ РАН, сотрудников ДНИИП им.Тахо-Годи. Заключено соглашение с АО «Издательство «Просвещение». Разработана «дорожная карта», определены задачи предстоящей работы.
Прежде чем учебник попадет в федеральный перечень, он в обязательном порядке проходит серию экспертиз: научную, общественную, педагогическую, этнокультурную и региональную. На данном этапе Минобрнауки РД сформировало рабочие группы (авторские коллективы) по подготовке рукописей учебников по этнокультурному компоненту. По отдельным учебникам подготовлены рукописи и заключаются договоры о методическом и издательском сопровождении их для включения в федеральный реестр перечня учебных изданий, рекомендованных для обучения.
P.S. Пока ведомства ищут общий знаменатель, нарушаются государственные гарантии реализации права ребенка на получение образования.