Сетевое издание «Дагестанская правда»

18:00 | 21 сентября, Вт

Махачкала

Weather Icon

Объект серьёзного внимания

A- A+

Попытки реформирования­ современного российско­го образования с ориен­тацией на ценности так называемой американской демократии и европейской цивилизации, особенно на американский акцент, доминирующий на экранах кино и телевидения, поток переводной литературы с активным насаждением ценностей чуждой нам культуры, мыслей, поступков, образа жизни, искусства с насилием, примитивизмом, пошлостью, уже сегодня сказывается в моральной деградации, нравственной распущенности, отчуж­денности детей, подростков и молодежи от традиционной культуры своего народа, в забвении ими своих исторических корней. Не является исключением и наш многонациональный Дагестан.

Здесь, как и во многих других регионах России, попраны исконно национальные свойства личности, дагестанский национальный характер, не везде и не у всех в почете честь и совесть, порядочность и доброжелательность, долг, верность, человеческое, национальное и нравственное достоинство, благотворительность, патриотизм и другое.

Всё это происходит оттого, что мы уходим в чужую сторону от нашей отечественной, дагестанской и собственной национальной культуры, предаем забвению свои исторически апробированные культурологические ценности. Исследование уровня сформированности культурологических знаний, умений и навыков выпускников общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и колледжей за последние годы показывает, что большинство из них даже поверхностно не представляют себе морально-этические, эстетические, экологические, экономические и иные ценности дагестанской и родной национальной культуры. Молодые люди не могут ясно выражать понятия духовно-нравственной культуры. Не знают выпускники содержание дагестанской национальной культуры труда, просвещения, экологической, правовой и политической культуры, иногда даже не владеют элементарными навыками культуры поведения в соответствующем обществе. Сказывается отсутствие должного внимания в образовательном процессе изучению предметов национально-региональной культурологической направленности, в частности предмета «Культура и традиции народов Дагестана», содержание которого непосредственно направлено на убедительное обучение и воспитание учащихся на вековых ценностях дагестанской национальной культуры.

Меры разрушительного воздействия средств массовой информации и стихийного влияния деформированной социальной среды на сознание школьников оказываются более эффективными, чем, казалось бы, целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс.

В чем же причина продолжающегося духовно-нравственного обнищания школьников? Причин здесь много: и объективных, т.е. диктуемых политическими и социально-экономическими условиями государства и республики; и субъективных, т.е. прямо зависящих от человеческого фактора, в данном случае непосредственно вызванных непродуманной, неэффективной деятельностью организаторов образования и равнодушных педагогов. Об этом нельзя не говорить сегодня, когда усилиями далеких от национальной культуры некоторых чиновников образования предпринимаются попытки придания предметам по изучению дагестанской культуры второстепенного значения.

Мы уходим в чужую сторону от нашей отечественной, дагестанской и собственной национальной культуры, предаем забвению свои исторически апробированные культурологические ценности

Анализ учебных планов дагестанских общеобразовательных организаций (школ, лицеев, гимназий) показывает, что предмет «Культура и традиции народов Дагестана», бывший более 25 лет обязательным для учащихся 4, 8, 9, 10, 11 классов, теперь рекомендуется изучать лишь по усмотрению руководителей образовательных организаций и только по желанию учащихся. Некоторые директора школ даже при его обязательности изучения по учебному плану не уделяли данному предмету должного внимания, а теперь и вовсе махнули рукой на него. А если разобраться, то многие руководители учебных заведений сами нуждаются в функциональной культурологической подготовке.

Даже в тех школах, где директора предусматривают в учебных планах изучение культурологических предметов, встречаются проблемы. В этой связи, возвращаясь к причинам слабой культурологической подготовки наших учащихся, хотелось бы отметить вот еще что. При изучении культуры большинство педагогов акцентируют внимание учащихся только на событиях, фактах, предметах, идеях и т.д., без выявления и освещения личностно-этической, социальной, национально-региональной и общечеловеческой значимости ценностей культуры. Культуру ошибочно преподают подобно истории.

Как автор большинства обще­образовательных учебных программ и учебников по культуре и традициям народов Дагестана хочу в очередной раз напомнить, что целью преподавания данного предмета в школах является не столько культурологическое образование учащихся (и оно, разумеется, не менее важно), сколько их морально-этическое, идейно-патриотическое, трудовое, эстетическое и физическое воспитание на веками сложившихся устойчивых ценностях духовной и материальной культуры народов Дагестана. Это исключительно важно именно сегодня, в условиях отсутствия четкой национальной идеи, идеологических и духовно-нравственных ориентиров в российском и в дагестанском социуме. Поэтому при изучении культурологических предметов в частности и при организации учебно-воспитательного процесса в особенности возникает настоятельная необходимость пристального внимания прежде всего к такому мощному пласту культуры Дагестана, как педагогическая культура народа – этнопедагогика Дагестана.

Этнопедагогика, говоря обыденным языков, – это традиционная народная методика очеловечивания, окультуривания человека и общества. Она как духовный феномен народа сообщает нам эмпирические знания, сведения, идеалы, взгляды, представления, установки, навыки и приемы воспитательных действий, испокон веков ценимых и почитаемых настоящими тружениками – созидателями ценностей материальной и духовной культуры. Этнопедагогика как учебная дисциплина уже ряд лет изучается на педагогических отделениях и факультетах вузов страны. Однако в большинстве школ республики сегодня работают учителя, которые преподают культуру, не учитывая потенциальные возможности этнопедагогики в воспитании учащихся. Как же помочь им восполнить серьезный пробел в профессиональной деятельности?

В современных условиях небывало низкой обеспеченности школ методической литературой надежной формой этнопедагогического просвещения учителей, учащихся и их родителей могла бы стать целенаправленная работа курсов повышения квалификации, семинаров с привлечением потенциала ведущих детских и юношеских библиотек рес­публики и прежде всего Республиканской детской библиотеки. Как известно, последняя располагает не только оригинальными художественными, публицистическими, научно-популярными изданиями по различным видам и типам культур, но и достаточно компетентными кадрами по умелой разработке и организации образовательно-воспитательных мероприятий с детьми и подростками. Свидетельство тому разработанные и изданные здесь методические рекомендации.

Также эти вопросы широко и доступно освещаются в учебниках и учебных пособиях, изданных в последние годы. Особый интерес для этнопедагогического просвещения могут представить следующие издания: Мирзоев Ш. А. Культура и традиции народов Дагестана: Учебник для 4 класса; Саидов Т. Г. Уроки культуры и традиций народов Дагестана в 4 классе: Пособие для учителя; Магомедова З. М. Культура и традиции народов Дагестана: Методическое пособие; и другие.

Объектами серьезного внимания могли бы стать такие направления дагестанской культуры и формы их освещения, как культура труда народов Дагестана. Форма организации мероприятий – выставка книг (стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок и загадок, восхваляющих достоинства и социальную значимость видов труда и тружеников); выставка иллюстраций, отражающих разновидности орудий труда, способы и методы образцового пользования орудиями ремесленного, земледельческого и животноводческого труда; cтенды, указывающие перечень изделий и продуктов как результат традиционных ремесел народов Дагестана; встречи с ветеранами земледельческого, животноводческого и ремесленного труда. «Презентация» их личного трудового вклада в народное хозяйство и культуру республики и Отечества; викторина «Хлеб – всему голова»; конкурс: «Знаете ли вы традиции дагестанской народной экономики?»; и т.д.

Аналогичные формы этнокультурного просвещения целесообразно организовывать по художественной культуре народов Дагестана с приглашением и участием мастеров прикладного и изобразительного искусства, художников-скульпторов, артистов, актеров, архитекторов и т.д.

Словом, традиционными в республике должны стать не только «Дни поэзии», «Дни национальной литературы», но и «Дни национальной культуры», «Недели национальной культуры», «Выставки и вечера дагестанской культуры», очевидно демонстрирующие уникальные достижения народов Дагестана в духовно-нравственном воспитании и интеллектуальном образовании человека и общества.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»