Это все про нас
В составе махачкалинского «Динамо» он играл на позиции «десятки». Играл неплохо. Когда пришло время расставлять приоритеты, выбрал учебу. Возможно, футбол потерял в его лице качественного исполнителя, но ведь и наука при ином стечении обстоятельств не обрела бы столь талантливого учёного.
Замечательный человек, педагог от Бога. Гениальный и простой, с изумительным чувством юмора. Великолепное знание предмета, способность заинтересовать любого. Слушать его лекции – одно удовольствие! Камиль Ханмурзаев – заслуженный деятель науки РД, профессор Даггосуниверситета, любимый преподаватель всех студентов.
— Камиль Гамидович, вы, как никто другой, умеете преподносить серьезные мотивы доступно, легко, в том числе благодаря юмору. Как формировался ваш неповторимый стиль?
— Наверное, юмор – это все-таки врожденное качество, однако его формируют окружающие тебя люди. Нас воспитывали, давая возможность выразить свое мнение, много чего забавного и смешного происходило и в окружающей жизни. Семья у нас была открытая, все родственники, приезжая из Нижнего Казанища, непременно заходили в гости, обедали, шутили, намазы свои делали. И немало было среди них интересных людей.
Мы сидели, слушали и впитывали их разговоры. С течением времени литература стала попадаться в руки соответствующая: Ильф и Петров, Мольер с его комедиями… Все это вкупе и повлияло.
Помню, когда только начал читать лекции, я был немного зажатый, строгий, догматичный. А потом сказал себе: нельзя так преподносить зарубежную литературу, хороший и интересный предмет. Нужно сочетать глубокий анализ с чем-то еще, чтобы студентам не было скучно. Умение говорить о сложных вещах простым языком, не упрощая при этом проблему, – это очень важно. Сам материал моих лекций, писатели, которые входят в программу, они ведь все гении, начиная с античности и кончая ХХ-XXI веками. Те же Аристотель, Гораций, которые закладывали основы теории литературы, изображая жизнь, представляли серьезные проблемы в облегченном виде, находя поводы пошутить. У них основной тезис был такой – поучать, развлекая. Поучения не должны быть нудными, иначе они не дойдут до слушателя, будут отталкивать его.
— Сами вы довольны тем, как аудитория воспринимает материал? Вас ведь всегда интересно слушать.
— Студенты – разные, они стали более практичными, прагматичными. Знают, на что обратить внимание, а что упустить. Есть среди них и «случайные пассажиры», залетевшие не на ту широту. Но от общения с большинством из них я получаю чувство удовлетворения, работаешь ведь в первую очередь ради хороших студентов. Читают, адекватно реагируют, воспринимая материал именно в том духе, в котором я преподношу. И на экзамене это всегда чувствуется. Тем более что сейчас с чтением дела обстоят плохо, наблюдается кризис: социально-бытовые проблемы, плюс техническая революция, в результате чего сузилось само поле восприятия. Много информации, которую можно получить, не прибегая к бумажному носителю. Появились ресурсы, где великие произведения размещены в кратком изложении.
— Чего греха таить, мы тоже прибегали к этому постыдному приему… Не справлялись с задаваемым объемом литературы.
— Преподавателю несложно это вычислить. Я же вижу, что студент пропускает многие интересные детали, чувствую, что в его ответе нет той полноты содержания, которая есть в том или ином романе. Книги читать надо, ребята. Великий французский просветитель Дени Дидро говорил: кто не читает, тот не мыслит. То есть литература дает толчок мысли, заставляет тебя задуматься над вечными проблемами бытия. И вообще чтение книг обогащает внутренний мир человека, расширяет его, избавляет от суеверий, предрассудков, которых, к сожалению, полным-полно в нашей жизни. Человек начинает шире смотреть на вещи, он может понять и принять разные точки зрения, поскольку начитанные люди больше склонны к компромиссу. Учитывая это, необходимо приложить все усилия, чтобы не отвратить молодежь от книги, от чтения, показать, что бумага существует и долго будет существовать.
— Почему именно зарубежная классика, Камиль Гамидович?
— Когда еще учился в школе, нравились литература и иностранные языки. Раньше английский был не в моде, и все учили немецкий. Мне интересно было читать, переводить Гёте, Шиллера, Гейне. После окончания школы я уже точно знал, что хочу изучать немецкий, поэтому поступил на иностранный факультет. Потом я понял, что этот язык мне интересен в связи с литературой, и очень кстати предоставилась возможность преподавать зарубежную классику. У нас была хорошие учителя, да и литературу в наше время изучали немного по-другому: пройдет занятие по Грибоедову или Пушкину, обязательно все это заканчивалось сочинением. Последний двоечник знал наизусть монолог Чацкого из «Горе от ума», письмо Онегина к Татьяне. Знали Маяковского, Лермонтова, Некрасова, потому что заставляли учить, закладывали знания. Со школьной скамьи я помню стихотворения, к которым в последующем специально не возвращался. Читая классиков, понимаешь, что многое, о чем они пишут, актуально и сейчас, это все про нас. Бальзак, Диккенс, Манн, Гессе дали такой анализ буржуазного общества, что через них можно многое понять.
— Мы знаем вас как замечательного педагога, а какой вы в обычной жизни, круг ваших интересов?
— С возрастом остается не так много свободного времени – устаешь быстро. В молодости я увлекался футболом и по сей день с интересом слежу за футбольными событиями. Раньше футбол был менее плотным и соответственно более зрелищным, результативным. В пять нападающих играли, а сейчас – в одного. Припаркуют «автобус» из защитников перед воротами – невозможно гол забить. Футбол стал тотальным: защитники могут подключаться к атакам, а нападающие при необходимости страхуют защитников в их зоне. Отсюда такие минимальные счета – 1:0, 1:1, 2:1.
Если сравнивать, в целом наше поколение много чем интересовалось, мы были более гармонично ориентированы, что ли. А сейчас идешь через парк и наблюдаешь: все бегут в спортзал. Невольно задумываешься: а когда же вы в библиотеку побежите? Физическое здоровье – это тоже важно, пусть и не всем ребятам суждено достичь высоких спортивных результатов, но на этом же нельзя останавливаться. Мы и в футбол играли, и на концерты ходили, и в читальных залах сидели. Все успевали.
— Что вас еще заботит, что радует?
— Беспокоит то, что Дагестан погружается в какую-то материальную стихию. Человек ищет выгоду во всем и в своем стремлении делает то, чего никогда раньше не делал: засыпать гравием Богом данное озеро, чтобы строить дома, отвоевывать морскую территорию… Все это из алчности, стремления к наживе, накопительству. В нашей республике эти процессы в силу предприимчивости дагестанцев проходят очень интенсивно. А радует то, что, несмотря на все трудности, мы – народ оптимистичный, что говорит о жизненной силе. У настоящих дагестанцев всегда есть понятие прямого пути – того, что истинно и что ложно. И мне кажется, это нам поможет.
— 25 мая – ваш профессиональный праздник – День филолога. Какие будут пожелания коллегам?
— Желаю всяческих успехов в жизни и в творческой и научной деятельности, благополучия, процветания. И побольше хороших студентов.