X
09:03 18.05.2018

Это все про нас

В составе махачкалинского «Динамо» он играл на позиции «десятки». Играл неплохо. Когда пришло время расставлять приоритеты, выбрал учебу. Возможно, футбол потерял в его лице качественного исполнителя, но ведь и наука при ином стечении обстоятельств не обрела бы столь талантливого учёного.

Замечательный человек, педагог от Бога. Гениальный и простой, с изумительным чувством юмора. Великолепное знание предмета, способность заинтересовать любого. Слушать его лекции – одно удовольствие! Камиль Ханмурзаев – заслуженный деятель науки РД, профессор Даггосуниверситета, любимый преподаватель всех студентов.

— Камиль Гамидович, вы, как никто другой, умеете преподносить серьезные мотивы доступно, легко, в том числе благодаря юмору. Как формировался ваш неповторимый стиль?

— Наверное, юмор – это все-таки врожденное качество, однако его формируют окружающие тебя люди. Нас воспитывали, давая возможность выразить свое мнение, много чего забавного и смешного происходило и в окружающей жизни. Семья у нас была открытая, все родственники, приезжая из Нижнего Казанища, непременно заходили в гости, обедали, шутили, намазы свои делали. И немало было среди них интересных людей.

Мы сидели, слушали и впитывали их разговоры. С течением времени литература стала попадаться в руки соответствующая: Ильф и Петров, Мольер с его комедиями… Все это вкупе и повлияло.

Помню, когда только начал читать лекции, я был немного зажатый, строгий, догматичный. А потом сказал себе: нельзя так преподносить зарубежную литературу, хороший и интересный предмет. Нужно сочетать глубокий анализ с чем-то еще, чтобы студентам не было скучно. Умение говорить о сложных вещах простым языком, не упрощая при этом проблему, – это очень важно. Сам материал моих лекций, писатели, которые входят в программу, они ведь все гении, начиная с античности и кончая ХХ-XXI веками. Те же Аристотель, Гораций, которые закладывали основы теории литературы, изображая жизнь, представляли серьезные проблемы в облегченном виде, находя поводы пошутить. У них основной тезис был такой – поучать, развлекая. Поучения не должны быть нудными, иначе они не дойдут до слушателя, будут отталкивать его.

— Сами вы довольны тем, как аудитория воспринимает материал? Вас ведь всегда интересно слушать.

— Студенты – разные, они стали более практичными, прагматичными. Знают, на что обратить внимание, а что упустить. Есть среди них и «случайные пассажиры», залетевшие не на ту широту. Но от общения с большинством из них я получаю чувство удовлетворения, работаешь ведь в первую очередь ради хороших студентов. Читают, адекватно реагируют, воспринимая материал именно в том духе, в котором я преподношу. И на экзамене это всегда чувствуется. Тем более что сейчас с чтением дела обстоят плохо, наблюдается кризис: социально-бытовые проблемы, плюс техническая революция, в результате чего сузилось само поле восприятия. Много информации, которую можно получить, не прибегая к бумажному носителю. Появились ресурсы, где великие произведения размещены в кратком изложении.

— Чего греха таить, мы тоже прибегали к этому постыдному приему… Не справлялись с задаваемым объемом литературы.

— Преподавателю несложно это вычислить. Я же вижу, что студент пропускает многие интересные детали, чувствую, что в его ответе нет той полноты содержания, которая есть в том или ином романе. Книги читать надо, ребята. Великий французский просветитель Дени Дидро говорил: кто не читает, тот не мыслит. То есть литература дает толчок мысли, заставляет тебя задуматься над вечными проблемами бытия. И вообще чтение книг обогащает внутренний мир человека, расширяет его, избавляет от суеверий, предрассудков, которых, к сожалению, полным-полно в нашей жизни. Человек начинает шире смотреть на вещи, он может понять и принять разные точки зрения, поскольку начитанные люди больше склонны к компромиссу. Учитывая это, необходимо приложить все усилия, чтобы не отвратить молодежь от книги, от чтения, показать, что бумага существует и долго будет существовать.

— Почему именно зарубежная классика, Камиль Гамидович?

— Когда еще учился в школе, нравились литература и иностранные языки. Раньше английский был не в моде, и все учили немецкий. Мне интересно было читать, переводить Гёте, Шиллера, Гейне. После окончания школы я уже точно знал, что хочу изучать немецкий, поэтому поступил на иностранный факультет. Потом я понял, что этот язык мне интересен в связи с литературой, и очень кстати предоставилась возможность преподавать зарубежную классику. У нас была хорошие учителя, да и литературу в наше время изучали немного по-другому: пройдет занятие по Грибоедову или Пушкину, обязательно все это заканчивалось сочинением. Последний двоечник знал наи­зусть монолог Чацкого из «Горе от ума», письмо Онегина к Татьяне. Знали Маяковского, Лермонтова, Некрасова, потому что заставляли учить, закладывали знания. Со школьной скамьи я помню стихотворения, к которым в последующем специально не возвращался. Читая классиков, понимаешь, что многое, о чем они пишут, актуально и сейчас, это все про нас. Бальзак, Диккенс, Манн, Гессе дали такой анализ буржуазного общества, что через них можно многое понять.

— Мы знаем вас как замечательного педагога, а какой вы в обычной жизни, круг ваших интересов?

— С возрастом остается не так много свободного времени – устаешь быстро. В молодости я увлекался футболом и по сей день с интересом слежу за футбольными событиями. Раньше футбол был менее плотным и соответственно более зрелищным, результативным. В пять нападающих играли, а сейчас – в одного. Припаркуют «автобус» из защитников перед воротами – невозможно гол забить. Футбол стал тотальным: защитники могут подключаться к атакам, а нападающие при необходимости страхуют защитников в их зоне. Отсюда такие минимальные счета – 1:0, 1:1, 2:1.

Если сравнивать, в целом наше поколение много чем интересовалось, мы были более гармонично ориентированы, что ли. А сейчас идешь через парк и наблюдаешь: все бегут в спортзал. Невольно задумываешься: а когда же вы в библиотеку побежите? Физическое здоровье – это тоже важно, пусть и не всем ребятам суждено достичь высоких спортивных результатов, но на этом же нельзя останавливаться. Мы и в футбол играли, и на концерты ходили, и в читальных залах сидели. Все успевали.

— Что вас еще заботит, что радует?

— Беспокоит то, что Дагестан погружается в какую-то материальную стихию. Человек ищет выгоду во всем и в своем стремлении делает то, чего никогда раньше не делал: засыпать гравием Богом данное озеро, чтобы строить дома, отвоевывать морскую территорию… Все это из алчности, стремления к наживе, накопительству. В нашей республике эти процессы в силу предприимчивости дагестанцев проходят очень интенсивно. А радует то, что, несмотря на все трудности, мы – народ оптимистичный, что говорит о жизненной силе. У настоящих дагестанцев всегда есть понятие прямого пути – того, что истинно и что ложно. И мне кажется, это нам поможет.

— 25 мая – ваш профессиональный праздник – День филолога. Какие будут пожелания коллегам?

— Желаю всяческих успехов в жизни и в творческой и научной деятельности, благополучия, процветания. И побольше хороших студентов.

Статьи из «Личность»

Высвечивая время

31
Декабрь Бейбутов – дагестанский журналист, запомнившийся как профессионал, для которого не...

Профессор из Гели

31
Всероссийская конференция с международным участием «Традиции и инновации в медицине»,...

В том видел он призвание своё

33
Обращая взор в грядущее, невольно приходишь к мысли, что жизнь человеческая, обретая силу,...

Жизнь, отданная служению Родине

134
Ветеран органов государственной безопасности Садилах...

Было на кого равняться

27
Профессия журналиста хороша тем, что дарит встречи с интересными, неординарными людьми, у...

Мурад Аджиев. Свободный человек

204
Дагестан вспоминает замечательного учёного, известного...

Двойник Сталина

41
Впервые на роль Сталина его пригласили во время съемок фильма «Вихри враждебные» в 1953 году....

Миссия, дарованная Богом

136
Российская история – это история великих свершений и побед – в спорте, экономике, боевых...

Любовь отца немногословна

67
Старый семейный альбом привлек внимание детей. Пролистывая одну страницу за другой, они с...

Посвятившая жизнь детям

167
Айшат Гамзаева (на снимке) руководит общественной организацией «Жизнь без слез». Все, кто ее...

Легендарный генерал Араблинский

63
Выдающийся дагестанский военный деятель Балакиши...

Школа жизни Аскерханова

200
В древнем кумыкском селе Султан-Янги-Юрт 13 ноября 1920 года родился один из выдающихся сынов...