Сетевое издание «Дагестанская правда»

19:00 | 28 сентября, Пн

Махачкала

Weather Icon

Кадровый потенциал индустрии гостеприимства

Дагестан туристический
A- A+

Под таким названием в республике прошел круглый стол, посвященный развитию туристической отрасли. Участники дискуссии – руководители гостиничного бизнеса, эксперты российских компаний, занятых в сфере классификации гостиниц, научные работники, представители отраслевых министерств соседних регионов.

В ходе многочасовой работы собравшиеся пришли к заключению, что развитие туризма в Дагестане – задача комплексная, а подготовка кадрового потенциала – одно из основных его направлений.

Эксперты подчеркнули, что необходимо привыкнуть к такому понятию, как туристическая индустрия, и тогда следует ожидать положительного воздействия этой отрасли на экономику, культуру и социальную жизнь. Поскольку туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики, эта отрасль вполне может стать выгодной для региона.

По мнению доктора экономических наук, профессора Магомеда Абакарова, Дагестан обладает завидным потенциалом для развития туристско-рекреационного комплекса. Это создаёт уникальную возможность для более тесной интеграции Кавказа в экономику страны и социально-культурную среду России. Сквозные маршруты через Кавказ помогут туристам ознакомиться с культурными памятниками нашей республики, которых здесь более 6 тысяч, 173 из них являются памятниками федерального значения. Все это будет способствовать улучшению имиджа и инвестиционной привлекательности всего Северо-Кавказского федерального округа.

В то же время важно развивать ресторанное и гостиничное дело, поддерживать на достаточном уровне социальную ответственность руководителей и инвесторов перед туристами за качество собственного продукта. А гостиницы и рестораны – это визитные карточки региона. Вот почему важна здоровая атмосфера в этих объектах, качество обслуживания в них. А для этого нужно обучать персонал культуре сервиса.

Мнение исполнительного директора Академии «Каспий» Абида Абидова почти полностью совпадало с точкой зрения коллеги, но он отметил и следующее: «К нам сегодня приезжает особая категория туристов. Я их называю «фейсбучные туристы», это люди, получившие информацию о Дагестане из социальных сетей. Бурное развитие информационных технологий дало многим возможность открыть наш край, они хотят приехать и почувствовать дух региона, людей, соприкоснуться с нравами, традициями. Без таких людей невозможно привлечение массового туриста, что принесет с собой некую финансовую составляющую, благотворно повлияет на экономику региона. А массовый турист приезжает только тогда, когда определены правила, по которым работает туристическая индустрия. Он должен понимать, что в той или иной гостинице, куда он будет заселяться, действуют одни и те же правила, понятные и доступные для всех».

Сегодня появились организации по оказанию образовательных, обу­чающих услуг в сфере туризма, что неслучайно. Заметно увеличивается ежегодный поток туристов в нашу республику. Это требует повышения качества услуг, и без массового обу­чения и подготовки специалистов, занятых в этой сфере, не обойтись.

Начальник управления Минтуризма РД Муслимат Халимбекова подчеркивает: «У нас большая проблема – это младший и средний персонал гостиниц, знание иностранных языков, а ведь количество иностранных гостей каждый год увеличивается, им есть с чем сравнивать уровень обслуживания. Тем более, что с этого года вступили в силу изменения в Закон «О туристической деятельности», согласно которому в срок до 1 июля обязательную сертификацию должны будут пройти гостиницы, вмещающие 50 и более номеров. До конца года этот же процесс должны будут пройти гостиницы поменьше – от 15 до 50 номеров, а до конца 2020 года все без исключения средства размещения гостей должны быть классифицированы. Процесс влечет за собой необходимость подготовки и переподготовки специалистов».

Конечно, это большой вызов, и многим будет тяжело получить хотя бы 3 звезды, а надо как минимум 4. Это потребует больших дополнительных инвестиций, но классификацию пройти все же придется. Все будут работать в правовом поле.

Участвовали в работе круглого стола и представители экспертных организаций, работающих в области сертификации гостиниц. Они также высказали свои рекомендации по поводу предстоящих перемен. В частности, директор ООО «Управляющая компания «Эксперт» Лариса Костарева отметила, что руководитель отеля обязательно должен пройти обучение, что предусмотрено классификацией, без этого он не сможет работать. «Поэтому в Дагестане я бы посоветовала начать с подготовки персонала и руководства гостиничных предприятий. Гостиницы должны быть рассчитаны не на внутреннего туриста, а на зарубежного клиента. Въездной туризм будет набирать обороты. Гости наслышаны о Дагестане и захотят увидеть его красоты, природу, культуру, исторические достопримечательности. Но они хотят получить в отеле домашний уют, хороший сервис, за который готовы платить деньги».

Иностранцы уже приезжают в республику, они восхищаются ее природой и людьми, но им не хватает комфорта в обустройстве. А наши кавказские амбиции приводят к тому, что мы вместо того, чтобы учиться делать бизнес, развивать отели, стараемся на все гостиницы налепить побольше звезд. А меньше всего руководители готовы тратиться на подготовку персонала. Они считают, что без этого можно обойтись. Да, можно, но это совершенно другой уровень сервиса.

Преимущество у региона есть, в Дагестане сравнительно недорогая рабочая сила, неплохая инфраструктура, энерговооружённость, огромные земельные ресурсы, хорошая научно-образовательная база, наличие дорог. Вместе с тем, по мнению специалистов, процесс инвестирования в туристско-рекреационную сферу сдерживается нерешенными земельными вопросами. Следует подчеркнуть также сохранение негативных стереотипов восприятия образа России и Северного Кавказа, поддерживаемых отдельными зарубежными СМИ.

Одним словом, всем нам – журналистам, государственным чинов-
никам, негосударственным организациям, общественности, муниципалитетам, следует искать наиболее эффективные методы и механизмы реализации информационной политики в этой сфере. Надо более широко представлять рекламную продукцию о туристско-рекреационных возможностях республики, о новых маршрутах и турах по Дагестану.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Дагестан туристический»