Купить PDF-версию
12:20 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
06:02 30.08.2013

Как бы не упустить важное!

Под девизом, определенным врио Президента РД Р. Абдулатиповым: «Очищение - обновление - развитие» - в Дагестане началась масштабная работа по выводу рес­публики из глубокого духовно-нравственного и экономического кризиса. Для реализации поставленной задачи разрабатываются десять приоритетных программ.

Среди приоритетных, однако, нет программы развития сети автомобильных дорог. А между тем мировой опыт многих стран по выводу экономики из глубокого кризиса и обеспечению стабильного развития за последние 100 лет, с момента появления так называемого нового символа прогресса человечества — автомобиля, наглядно свидетельствует о том, что принятие одним из главных приоритетов в программе экономического развития дорожного строительства имело решающее значение в достижении успеха. Примеров, подтверждающих такую взаимосвязь, в мировой практике множество, начиная с Америки в начале прошлого века, довоенной Германии, послевоенной Японии, Западной Германии и многих других стран, в последующем избравших такой путь своего экономического развития.

В современной истории примером из стран, достигших высоких темпов экономического развития, может служить опыт Китая, Индии и Бразилии, где одним из главных приоритетов в программах развития страны является дорожное строительство. Китай, к примеру, в последнее десятилетие ежегодно расходует на дорожное строительство более 300 млрд долларов. Общая протяженность дорог с асфальтобетонным покрытием там достигла более 4 млн километров. Считается, что дорожное строительство является хорошим регулятором стабильного экономического развития.

России, к сожалению, в этих примерах нет. Из обследованных 144 стран мира по уровню развития сети автомобильных дорог Россия занимает 136-е место. По оценкам Всемирного банка, одной из главных причин, сдерживающих экономическое развитие России, является низкий уровень и плохое состояние сети автомобильных дорог. Доля транспортных расходов в себестоимости продукции России составляет 30-40%, когда в странах с развитой сетью автомобильных дорог она не превышает 7-8%. По причине плохого их состояния российские дороги отличаются большим количеством аварий с высокой степенью тяжести их последствий, которая у нас в 5 раз выше, чем в странах Европы.

Все эти рассуждения о влиянии уровня развития сети автомобильных дорог в решении задачи вывода экономики из глубокого кризиса и ее стабильного развития разных стран привожу к тому, чтобы нам правильно оценить положение и не упустить важное при выборе направления развития республики.

По уровню развития сети автомобильных дорог Дагестан занимает одно из последних мест в Российской Федерации. Доля дорог с асфальтобетонным покрытием от общей протяженности составляет всего 33%, когда этот показатель по России равен 66%. Более 80% дорог от общей протяженности — дороги низших технических категорий и более 6% из них — автопролазы. До 8 районных центров еще не доведена дорога с асфальтобетонным покрытием, более 40 населенных пунктов в горной части вообще не имеют подъездных дорог, т.е. являются бездорожными.

Надо отметить еще и то, что наши дороги отличаются самой высокой относительной аварийностью и степенью тяжести последствий ДТП в РФ. Тяжесть последствий ДТП на дагестанских дорогах в 2,5 раза выше, чем в среднем по России.
Очень низким остается уровень развития и федеральных дорог, проходящих по территории Республики Дагестан. При интенсивности движения на отдельных перегонах от 10-12 тыс. до 25-30 тыс. автомобилей в сутки. Согласно действующим нормам, дороги на всем протяжении (644 км) должны иметь параметры I технической категории, т.е. не менее 4-х полос движения. На самом же деле имеют только 2 полосы. По этой причине потери на транспортных перевозках огромные, а аварийность — недопустимо высокая.

На протяжении многих лет в республике не выполняется ряд решений высших органов федеральной власти по развитию сети федеральных дорог. Так, не выполнено постановление Правительства РФ от 10.09.1997 г. № 1151 в части строительства двух путепроводов на пересечениях федеральной автодороги Махачкала-Астрахань с железной дорогой Кизляр-Карланюрт. Переезды на этих пересечениях построены по временной схеме без соблюдения требований безопасности движения, и ежегодно на них отмечаются ДТП с тяжелыми последствиями.

Не выполнено решение Правительства Российской Федерации от 25.05.1999 г. о включении автомобильных дорог Махачкала-Гимры-Государственная граница с Грузией (248 км) и Махачкала-Аэропорт (28 км) в сеть федеральных дорог.
Не реализовано решение протокола Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов власти в Южном федеральном округе при Полномочном представителе Президента РФ в ЮФО Д. Козаке от 18.07.2005 г. № 6 о включении в перечень федеральных дороги Махачкала-Ботлих (152 км).   

Не выполнены поручения Председателя Правительства РФ М. Фрадкова от 11.09.2006 г. № 18-10/12 и поручение Председателя Правительства РФ Д. Медведева от 11.03.2013 г. №ДМ-П9-1469 по вопросам развития сети федеральных дорог и создания самостоятельного Управления федеральных дорог в Республике Дагестан. Северо-Кавказское управление федеральных автомобильных дорог, расположенное в г. Пятигорске, под управлением которого находятся федеральные дороги Дагестана, совершенно не занимается вопросами развития сети автомобильных дорог по нашей республике, как показывает многолетний опыт, эта работа ему не под силу.

Дагестан не может смириться с создавшимся положением в дорожной отрасли. Уровень развития сети дорог является одним из определяющих условий вывода республики из глубокого кризиса и стабильного экономического развития.
Надо исходить из того, что дороги, кроме экономической, решают и другие важные задачи, связанные с социальным обслуживанием населения, обеспечением охраны государственных границ. От уровня развития сети дорог во многом зависит инвестиционная привлекательность республики для развития таких перспективных отраслей, как строительство объектов гидроэнергетики, туристического бизнеса, объектов сельского хозяйства и т. д.

Велика роль автомобильных дорог в обеспечении политической стабильности в республике. Уровень развития дорожной сети является одним из важных показателей, определяющих качество жизни населения. Низкий жизненный уровень и отсутствие условий для улучшения качества жизни в перспективе, особенно в горных районах, привели к массовому переселению сельских жителей в города, осложняя и так непростую криминальную обстановку в них. Создалась благоприятная обстановка для вербовки молодых людей в отряды боевиков, так называемых ваххабитов.

Несмотря на сложившееся положение, надежда на создание развитой сети автомобильных дорог в республике сохранилась. Надежда эта связана в первую очередь с появлением первых признаков поворота России в сторону дорожного строительства. Это создание специального федерального и регионального дорожных фондов, заявление Президента РФ В.  Путина, озвученное в своем Послании Федеральному Собранию РФ, что к 2020 году в России объемы дорожного строительства должны удвоиться, и информация о том, что на эти цели будут направлены средства из Фонда национального благосостояния и Пенсионного фонда. Надежда на наличие полного понимания нового руководства республики в крайней необходимости создания развитой сети автомобильных дорог. И надо отметить, что такое понимание к нынешнему руководителю республики Р. Абдулатипову пришло не сегодня, а много лет тому назад. Он давно известен своей активной деятельностью в решении проблемы развития сети дорог республики в период его работы в Государственной Думе РФ и Правительстве РФ. И в настоящее время продолжаются его активные усилия на федеральном уровне по реализации ранее принятых решений Правительством РФ и дальнейшего развития опорной сети автомобильных дорог республики.

Представляется целесообразным облачить все эти усилия в специальную приоритетную программу развития сети автомобильных дорог Республики Дагестан. Задачи программы – определить и поднять уровень развития сети автомобильных дорог республики до среднероссийского уровня на ближайшие десять лет. Собственными силами нам такую задачу не осилить, поэтому программа должна быть согласована на федеральном уровне с дополнительным выделением ежегодных субсидий на развитие опорной сети дорог.

Используя авторитет, влияние врио Президента Республики Дагестан Р. Абдулатипова и его поддержку руководством страны, желательно одобрение такой программы со стороны Президента РФ В. Путина. Одновременно с этим необходимо упорядочить организационно-управленческую структуру дорожных организаций республики. Представляется очень перспективным в современных условиях предложение руководителя ГКУ «Дагестан­автодор» З. Хучбарова о создании в республике государственно-частного партнерства для координации и повышения эффективности работы всех дорожно-эксплуатационных предприятий по ремонту и содержанию автодорог. Задача – найти солидного инвестора, готового вложить средства на развитие производственно- технической базы этих организаций.

И несколько слов об опыте для подражания. Ряд регионов России основным приоритетом в программе своего социально-экономического развития в последние годы определил дорожное строительство. Особенно показателен опыт Республики Чувашия. На первоначальном этапе программой развития этой республики предусматривалось доведение дорог с твердым покрытием до каждого населенного пункта, на следующем этапе — дорог с асфальтобетонным покрытием. Для реализации программы Чувашия пошла на получение кредита в иностранных банках. В результате реализации такого проекта резко поднялся приоритет села, многие жители, ранее покинувшие села, стали возвращаться в родные места и активно заниматься выращиванием сельхозпродукции. В итоге каждая третья семья открыла малое предприятие по реализации своих сельхозпродуктов. Республика показывает в последние годы стабильно высокие темпы социально-экономического развития. Автор проекта – бывший президент Республики Чувашия Н. Федоров, ныне – министр сельского хозяйства РФ.

Наш великий Р. Гамзатов сказал: «Будущее начинается с дороги». Давайте мы тоже последуем этому мудрому совету.

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

3
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

1
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

21
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

4
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

6
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

8
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

20
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

23
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

9
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

4
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

96
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...