Как заменить старый лифт?
Инвалид-колясочник обратился в администрацию г. Махачкалы с просьбой переселить его с верхнего этажа многоэтажки на первый или хотя бы второй этаж, поскольку лифт до последнего этажа не доходит и вообще часто выходит из строя.
– В 1997 году я получил производственную травму и оказался прикован к инвалидной коляске. Когда была жива мама, мы худо-бедно добирались на наш 9-й этаж, – рассказывает Виктор Бурцев, инвалид первой группы, проживающий в доме 6 «а» по проспекту Амет-Хана Султана. – А сейчас приходится просить соседей. Спасибо им, но ведь это, согласитесь, не выход.
Звоню в управление по жилищным вопросам администрации Махачкалы и пытаюсь выяснить варианты для Виктора Бурцева.
Если жильцы исправно оплачивают взносы на капремонт, то такой дом могут включить вне очереди на работу по замене лифта
– Дело в том, что в жилищном фонде свободных квартир нет, так как все приватизированы, а те, что строятся, рассчитаны только для переселенцев из аварийного жилья, – поясняет замначальника управления Аминат Алимагомедова. По ее словам, это не первое обращение, были просьбы и ветеранов Великой Отечественной войны о возможности переселения на нижние этажи. Но так как квартиры находятся в частном владении жильцов, возможны лишь обмен или продажа в частном порядке, минуя администрацию.
Понятное дело, решиться на такое ответственное мероприятие, как продажа или обмен единственного жилья, не каждому под силу, тем более инвалиду или ветерану войны. Причем, как выясняется, квартиры на верхних этажах по цене стоят меньше, поэтому равноценный обмен вряд ли получится.
Возникает вопрос о состоянии и качества общедомовых лифтов, которые, по оценкам экспертов, уже давно исчерпали свой ресурс и во многом представляют опасность для жильцов. Ведь если замена лифтов затруднена из-за ограниченных финансовых возможностей управляющих компаний и ТСЖ, то логично более предметно заняться имеющимися.
– Управляющая компания №7 отключила нам лифт за неуплату некоторыми жильцами коммунальных услуг, но как быть нам, которые четко исполняют эту обязанность, – жалуется Рабадан Абдуллабеков, инвалид, 1941 года рождения, проживающий по ул. Энгельса, 39 «в». – Лифт давно работает ненадежно, часто застревает. Управляющая компания ссылается на то, что у нее нет денег для замены, и проводит только текущий ремонт.
Такая же ситуация и в центре города, например по проспекту Р. Гамзатова, 39, где лифт находится в аварийном состоянии. И таких жалоб с каждым годом становится все больше, ведь лифты по-прежнему не заменяются. Между тем во многих новых офисных зданиях и даже ресторанах стоят современные новые лифты.
В организации «Даглифт» рассказали, что после упразднения еще лет 10 назад организации «Махачкалалифт» нет должного контроля за эксплуатацией лифтов, всё отдано в распоряжение ТСЖ или управляющим компаниям, которые, однако, не имеют финансов для закупки и обслуживания лифтов, а потому довольствуются лишь ремонтом. Что касается контроля за эксплуатацией, то этим занималась организация «Стройнадзор», которая сейчас ликвидирована в республике. Правда, работают несколько представителей из Краснодара, которые физически не могут уследить за всеми подъемниками. В том же «Даглифте» проинформировали, что они работают только с организациями, а не с жилищными кооперативами. Например, сейчас обслуживают ряд объектов здравоохранения.
– Наша организация небольшая, мы стараемся не работать с управляющими компаниями, так как они не гарантируют оплату за установку и обслуживание лифта, – объясняет представитель «Даглифта» Мадина Магомедова.
Исчерпывающий ответ о ситуации мы получили в организации «Лифт-Сервис», которая производит и устанавливает лифты в Махачкале. Генеральный директор организации Арсен Мусаев рассказал, что в среднем обычный пассажирский лифт обходится в 1 млн 250 тысяч рублей, а его установка – еще в половину этой суммы, то есть один лифт в 9-этажный дом на один подъезд обойдется практически в 2 млн рублей.
– Конечно, никакое ТСЖ или управляющая компания не смогут оплатить расходы на установку и эксплуатацию лифта, да еще на обслуживание требуется почти 180 тысяч рублей в год, – говорит Арсен Мусаев.
Но самое интересное, по словам гендиректора компании, то, что если жильцы исправно оплачивают взносы на капремонт, то такой дом могут включить вне очереди на работу по замене лифта.
Ситуация в целом по республике непростая. Понятно, в нынешних рыночных отношениях бесплатно заменять лифты просто потому, что они устарели, никто не станет, но становится более понятным ответ на вопрос, зачем платить за капремонт. И об этом надо думать всем собственникам жилья в многоквартирном доме.