Сетевое издание «Дагестанская правда»

21:00 | 27 февраля, Сб

Махачкала

Weather Icon

Какая вера нам нужна?!

A- A+

Духовная культура неразрывно связана с выражением свободы совести, отправлением религиозных обрядов, в основе которых лежат моральные, нравственные ценности, которые ведут по жизни человека, дают силы, веру в будущее. Но сегодня развитие религиозных институтов вызывает в обществе неоднозначное отношение, поскольку их деятельность порой выливается в открытое противостояние между традиционным исламом и течениями различного толка.

В прессе эта проблема анализируется как представителями духовенства, так и научных кругов, среди историков, философов, рассматривающих эту тему в совокупности существования мировых религий с точки зрения соотношения исторических, политических процессов. В советский период идеологию Российского государства определяли материалистические воззрения, а ислам, наряду с православием, изучался как одно из религиозных течений. Ныне Духовное управление мусульман Дагестана официально представляет сообщество, являющееся пропагандистом ислама как религии мира. В противовес ему выступают исламские течения экстремистского толка, преследующие цели, направленные на разжигание межнациональной розни, что сегодня волнует власть, общественные институты, так как само понятие верующий человек трансформируется в крайние формы проявления, вступая в противоречие с кораническими постулатами. В прессе появляются публикации, где в диалог вступают как культовые служители, так и представители научных кругов.   Информационным поводом для обсуждения в Дагестанском отделении Международной академии информатизации послужила статья профессора Салиха Муслимова «Какая вера нужна?», опубликованная в «Дагестанской правде». Среди тех, кого по-настоящему заинтересовала публикация, находились не только ученые-религиоведы, философы, но и студенческая аудитория, которая сегодня оказалась перед дилеммой выбора духовных, нравственных ориентиров. Академик РАН, доктор философских наук, профессор М.Абдулаев дал оценку происходящих на Кавказе, в Дагестане событиям, связанных с развитием религиозных институтов, тем, какую роль они играют в межнациональной, межэтнической сфере, указав на актуальность проблематики статьи «Какая вера нужна?» для определения главных приоритетов развития государственности, формирования личности, способной в самостоятельном выборе определять свое место в жизни дагестанского общества.

Отвечая на многочисленные вопросы, профессор, доктор философских наук Салих Муслимов заявил, что главным завоеванием новой власти является свобода совести. Но, задается вопросом С.Муслимов, какая вера нам нужна сегодня? В первую очередь необходимо воспринимать ценности религии как и нравственное начало. И если верующий человек в практической жизни следует заповедям гуманности, добра и сострадания, то он настоящий человек, с которого могут брать пример его братья по вере. В противном случае вера  лицемерна, фальшива и бессмысленна, какие бы требования и обряды религии ни исполнял верующий. С позиции всех религий верующий должен быть нравственным образцом. Но что происходит с верой в Бога в современной России? Сегодня налицо факты, когда ценностные установки подменяются духовными трафаретами, а идеалы – идолами. В результате религиозные нравственные заповеди не становятся жизненными ориентирами широких слоев населения. Так, по данным социальных опросов, чуть ли не 95 % населения Дагестана называют себя верующими. Но вместе с тем признается, что истинно верующих немного и современные верующие мало чем отличаются от неверующих. На фоне растущего числа мечетей, церквей на низком уровне находится нравственность. Признается, что прежняя система атеистического мировоззрения более соответствовала моральным принципам. Сегодня же, несмотря на то, что на Северном Кавказе религиозное образование поставлено на широкую ногу, общество переживает  время, когда нравственность превращается в фарс, когда двойные стандарты становятся нормой жизни, процветают такие негативные явления, как террор, преступность, наркомания.

По данным бывшего Комитета по делам религий Правительства РД, в одном только Дагестане пятничные молитвы посещают более 240 тыс. человек. В самый раз задуматься над тем, считает С.Муслимов, почему в обществе процветает бездуховность, а порок является нормой жизни? Массовая криминализация и нравственная деградация в целом современного российского общества свидетельствуют о том, что очень незначительная часть граждан в своей повседневной жизни и поведении руководствуется религиозными ценностями, а с другой стороны, сами эти ценности не могут оказывать существенного влияния на формирование духовно здорового образа жизни людей. В целом к подобным выводам пришли и сотрудники Института комплексных социальных исследований РАН, которые на основе мониторинга существенной части респондентов сделали выводы  о том, что все без исключения конфессиональные группы отличаются крайней противоречивостью. Далеко не все из них разделяют даже базовые вероучительные положения своих религий, а многие принимают идеи, несовместимые с вероучением, которому они призваны служить.

Анализируя состояние религиозных общин на новом этапе развития, С.Муслимов отметил, что, согласно исследованиям, абсолютное большинство верующих мусульман, а их более 65% в Дагестане, не желают жить в религиозном (шариатском) государстве, мотивируя это тем, что оно ограничивает их свободу и права. И в данном случае светское устройство импонирует им значительно больше. Это свидетельство того, подчеркнул С.Муслимов, что современный верующий в массе своей мало чем отличается от неверующего в своем мировоззрении и нравственном поведении. Он эклектичен в убеждениях, одинаково грешен, способен на обман, подлость, коррупцию, не отказывается от светской жизни, но выделяется внешними религиозными атрибутами: молится, посещает мечеть, соблюдает религиозные обряды, называет себя верующим, хотя очень поверхностно знаком с религией. Нужна ли такая вера, носители которой занимаются наркоманией, бандитизмом или пекутся о материальных благах, вместо того чтобы быть в оппозиции к коррумпированным кругам. Церковь, мечеть борются лишь за увеличение своих рядов, при этом мало интересуясь  нравственным поведением, религиозным сознанием паствы.

Выступавшие отмечали, что расхождения между тем, что декларируют, и тем, что происходит в повседневной жизни верующих, приводят к подрыву доверия к деятельности религиозных институтов, их формальной деятельности. И если бы
50 % называющих себя верующими были бы истинными последователями Корана, его вероучений, то общество давно было бы совершенно по своей сути, нравственным и духовным. Именно отсутствие истинной веры привело общество к тому, что молодежь сегодня пополняет ряды «зеленых братьев», берет в руки оружие в борьбе не за истинные, а мнимые ценности. Профессор ДГМА Ибрагим Шамов обратил внимание на то, что духовная сфера неразрывно связана с цивилизационным развитием человечества, в основе которых лежат труд, поток знаний, совершенствующих мир. Доктор философских наук М.Билалов охарактеризовал кризис в духовной сфере прежде всего социальной нестабильностью, отсутствием традиций ислама, религиозного сознания.

Подводя итоги обсуждения, М.Абдулаев констатировал, что только в дискуссии возможно прийти к общему мнению. И обсуждение острой темы – какая вера нам нужна, должно происходить с участием всех общественных институтов, властных структур.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»