09:00 | 17 октября, Ср

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Капитальное исследование

A- A+

Вышло новое монографическое исследование профессора М. Абдуллаева «Триумф и трагедия шейх-уль-ислама Дагестана Али-Хаджи Акушинского» (Махачкала, Издательский дом «Эпоха», 335 с.). Он написан на основе новых источников и архивных материалов. Это далеко не первая работа о творчестве известного дагестанского шейха. Но Магомед Абдуллаевич, как правило, находит какие-то новые аспекты даже в освещении известных проблем.

Не исключением стала и данная работа известного философа. Энциклопедический характер  его творчества,  необычная работоспособность и научная смелость  отмечены  в многочисленных отзывах ученых России и ближнего зарубежья. Достаточно отметить, что список его работ включает 30 монографий, 7 учебников и учебных пособий для вузов и аспирантуры, 6 сборников статей и не одной сотни статей в сборниках и журналах. Магомед Абдуллаевич, как добросовестный исследователь относится  с большим уважением и предельно объективно к работам  своих предшественников. Это следует отметить, поскольку нередкими стали случаи, когда авторы не ссылаются на своих предшественников, явно используя,  перефразировав  их мысли. В рецензируемой книге специальный параграф «Али-Хаджи в дагестанской и зарубежной литературе» посвящен историографии проблемы. Автор, по нашему мнению, верно отмечает, что Али-Хаджи Акушинский особая фигура в дагестанской истории, он подлинный патриот, который выше всего ставил интересы защиты своей Родины и освобождение трудовых масс от социального гнета. Именно ради этого, вопреки своим религиозным убеждениям, он на начальном этапе поддерживает социалистов и коммунистов.

Известно, что многие религиозные деятели Дагестана открыто осуждали его за это. Но шейх был убежден, что из всех политических партий и группировок в Дагестане только социалисты и большевики выражали интересы трудовых масс и выступали за  их свободу, социальную справедливость и равенство. Он убеждал, что нельзя воевать с большевиками, утверждая – «они хотят то же, что и мы – свободу и справедливость, они не выступают против религии и наших традиций». Шейх подчеркивал, что, только воюя вместе, мы можем достигнуть нашей общей цели. Вместе с тем, когда большевики, после установления и упрочения советской власти, стали ущемлять и преследовать верующих, он открыто выступал против них. И за это были репрессированы его сыновья, а самого шейха скосила тяжелая болезнь. Это было крайне несправедливо. Трагизм ситуации, отмечает М.Абдуллаев, был в том, что не только Али Хаджи, но и его сыновья были активными поборниками советской власти в Дагестане.

В монографии показано, что шейх был хорошо знаком с исламской литературой. В своих беседах он ссылается  на мусульманских авторитетов (Хамдун Кармат, ал Гифари и др.), которые выступали за социальную справедливость и равенство. Он как последовательный мусульманин, был убежден, что идеи были провозглашены и отстаивались самим Пророком.

И далеко не случайно, пишет автор монографии, что многочисленные выступления населения в мусульманских странах, как правило, проходили и проходят с требованием восстановления первоначального («истинного») ислама.
М.Абдуллаев, анализируя социально-политические воззрения шейха, показывает его критическое отношение к феодально-бекским сословиям, верхушке дагестанского мусульманского духовенства во главе с Гоцинским, за то, что они руководствуются  в своей деятельности, как считал Али-Хаджи,«гордостью своего происхождения, желанием сохранить свое положение и богатство».

В письме деникинскому командованию шейх писал, что оно оказывает явную поддержку и покровительство «офицерско-бекскому сословию, развращенного царским деспотизмом, противопоставляя его 99% трудового населения». И высоко отзывался о социалистах, большевиках и прогрессивной части местной интеллигенции, говоря: «Ваше пребывание среди горцев особенно ценно потому, что вы служите своему народу не ради легких выгод, а ради идей, которыми вы живете».

Значительное внимание в монографии уделено отношению шейха к войне как способу решения социальных проблем. Он был против войны, выступал за мир и дружбу между народами, вместе с тем считал, что воевать нужно против колонизаторов и тех, кто угнетает народ, преследует религию, ущемляет право народов на свою культуру и  традицию. На основе многочисленных фактов автор убеждает читателя, что миротворчество было его призванием, что признавали и простые горцы и высокие общественные и государственные деятели, обращаясь к авторитету шейха при межродовых, межсельскообщинных спорах и столкновениях. Не раз к нему обращался и Махач Дахадаев, который заявлял сыну шейха Магомеду: «Невозможен мир пока не приедет ваш отец».

В монографии убедительно показано, что Али-Хаджи отвергал идеи установления имамата, эмирата и других форм религиозно-клерикальной власти, считая неприемлемыми их в тех условиях. Он предпочитает республиканскую форму власти, полагая, что это не противоречит канонам ислама и через шариат воспринял многие популярные демократические идеи и лозунги. Шейх осуждал деникинцев, квалифицируя их действия в Дагестане как насилие над волей дагестанского народа и демократией.

Анализ воззрений Али-Хаджи дает основание автору монографии утверждать, что шейх не ставил вопрос об отделении Северного Кавказа от России. Более того, он подчеркивал, что после победы над контрреволюционными силами все народы совместно должны определить принципы общественного строя и форму государственной власти в России.

По мнению М.Абдуллаева, об авторитете шейха говорит и тот факт, что он наряду с Дж. Коркмасовым был избран почетным председателем Совета обороны Дагестана и Северного Кавказа. А 30 марта 1920 г., после разгрома деникинцев, в Темир-Хан-Шуре был устроен парад свободы в честь Али-Хаджи Акушинского.

В монографии приводится мнение одного из активных участников  революционного движения М. Далгата, который подчеркивает огромное значение того факта, что именно Али-Хаджи возглавил борьбу против деникинцев. Это обстоятельство привлекло к борьбе не только простых верующих, но и многих религиозных деятелей.

Авторитет известного духовного деятеля, подчеркивает Абдуллаев, проявился и в том, что все переговоры не только местного, но и международного характера велись от его имени. Именно Али-Хаджи обращался от Совета обороны к европейским странам, азербайджанскому и грузинскому правительствам, деникинскому командованию. В его обращении  к народам Северного Кавказа говорилось, что лучше умереть до единого, чем допустить того оскорбления национального самолюбия,  семейной чести, которые позволяли себе казаки.

В другом воззвании ставился вопрос о том, что до освобождения родины все в Совете обороны должны руководствоваться интересами её защиты – отказаться от партийных программ и добиваться единства действий. Следует отметить, в монографии шейх предстает личностью незаурядной, обладающей талантом полководца и дипломата, миротворца и политика, как человек благородных помыслов и  неординарных поступков.

Весьма примечательной является следующее воспоминание председателя Союза мусульман Российской империи А.Цаликова: «От личности шейха действительно веет особым светом, каким-то ароматом благости. Чувствуется, что этот человек является совестью того народа,  из среды которого он вышел. Что это действительно искатель на земле Божьей правды, а не ханжа и святоша».  Лучше, наверное, не скажешь.

Книга написана ясным живым языком в научно-публицистической форме и поэтому читается с большим интересом. Монография именитого профессора, несомненно, вызывает чувство гордости за одного из ярких представителей на исторической арене Дагестана, но она навевает и определенную грусть: как нам сегодня не хватает личностей масштаба Али-Хаджи Акушинского.
     
Юсуп Абдулкадыров, профессор,

Тельман Кафаров, профессор

 

 

 

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Общество»

  • Страна гор

    Дайте нам соли! 

    Да, именно это просят у меня во время фотосъемки выстроившиеся в кадре точно по диагонали молодые бычки и...

    0

    4 минуты назад

  • Подвиг героя увековечен 

    Фашистские лагеря смерти – это отлаженные конвейеры уничтожения, которые умертвили миллионы людей. Вся эта...

    0

    5 минут назад

  • Бегать, прыгать, покорять… 

    Народ у нас мудрый. И пословицы с поговорками мудры. Одна из них гласит: готов сани летом, а телегу – зимой....

    1

    9 минут назад

  • Преступный умысел. А был ли он? 

    Мы часто говорим о незаконопослушности наших граждан, но в случае, речь о котором пойдет ниже, желание...

    1

    9 минут назад

  • Не дать погаснуть очагу 

    Женщина, мать, хранительница очага… Глубокий смысл заложен в этих словах. В них таится главный посыл, что...

    2

    16 минут назад

  • Общие проблемы решать сообща 

    На площадке РИА «Дагестан» подвели итоги V Международного межрелигиозного форума, прошедшего на базе отдыха...

    2

    22 минуты назад