Каспий: только мы, и никто другой
Первая встреча президентов пяти прикаспийских стран - России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана - проходила в апреле 2002 года в Ашхабаде, второй саммит состоялся в октябре 2007 года в Тегеране. На прошедшей неделе в Баку завершился третий саммит глав прикаспийских государств.
Такие встречи примечательны тем, что обсуждаются не только проблемы, касающиеся всех заинтересованных государств. Немаловажное значение имеют двухсторонние встречи. Президенты Гурбангулы Бердымухамедов, Нурсултан Назарбаев, Дмитрий Медведев, Ильхам Алиев, Махмуд Ахмадинежад обсуждали вопросы как регионального, так и двустороннего сотрудничества.
Президент Ирана прибыл в Баку днём ранее остальных участников встречи и, как пишут СМИ, провел успешные переговоры с руководством Азербайджана. Президент Ирана остался верен себе и сделал ряд заявлений, касающихся также внешней политики. Он, в частности, заявил, что международный независимый суд должен расследовать законность действий США по бомбардировке Афганистана и Ирака. По его словам, США, воспользовавшись событиями 11 сентября 2001 года, оккупировали две страны, и этими агрессивными действиями полностью изменили ситуацию в регионе.
Подобные заявления он делает не первый раз, потому есть резон поговорить о том, какие же решения были приняты относительно Каспийского моря. После того как развалился СССР и на карте появились три новых государства, примыкающие к морю, проблема раздела Каспия не находит своего решения. Вот и на этой встрече были приняты два документа — совместное заявление президентов, где кратко зафиксированы итоги саммита и основные направления в последующей работе, а также соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности.
Говоря о значении второго документа, который наглядно демонстрирует, что прикаспийские государства обладают достаточным потенциалом для обеспечения безопасности в регионе без привлечения третьих сил, некоторые западные СМИ материалы озаглавили так: «Сами с усами». Соглашение в области безопасности на Каспийском море, по мнению аналитиков, направлено против новых вызовов и угроз в регионе и предусматривает взаимодействие прибрежных стран в борьбе с транснациональной преступностью, терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, незаконным оборотом наркотиков, браконьерством.
На саммите речь не могла не зайти об определении правового статуса водоема. Напомним, что в июле 1998 года между Казахстаном и Россией было заключено соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, а в мае 2002 года — протокол к данному соглашению, которое должно было дать все ответы на вопросы Казахстан и Азербайджан в ноябре 2001 года и в феврале 2003 года заключили соглашение о разграничении дна Каспия и соответствующий протокол. В мае 2003 года между Казахстаном, Азербайджаном и Россией было заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря. Через полгода прибрежные государства подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря. Но вопросы остаются, и достигнуто соглашение, что для их решения главы прикаспийских государств будут собираться ежегодно.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что для превращения Каспия в море дружбы необходимо укрепить экономическое сотрудничество пяти прикаспийских стран, что они не являются конкурентами в вопросах энергетики. По его словам, созданная Азербайджаном современная инфраструктура для транзита нефтегазовых ресурсов Каспия может быть предоставлена соседним странам.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил ввести временный (до пяти лет) мораторий на вылов осетровых. Такое решение, по его мнению, поможет сохранить и восстановить ресурсы Каспия.
«Уникальность этого водоема обусловлена не только значительными запасами углеводородных ресурсов, но и тем, что на протяжении тысячелетий Каспий оставался морем дружбы и стабильности, объединяя народы, населяющие его побережье», — сказал он.
«Прикаспийские государства не должны ослаблять взаимодействие по решению проблем Каспия, иначе этими вопросами могут заняться государства, не имеющие отношение к региону, — заявил Президент РФ. — Мы абсолютно едины в том, что мы с вами ответственны за ситуацию, которая существует в Каспийском регионе, — только мы, и никто другой. Именно поэтому здесь закрепляется исключительная прерогатива каспийских государств на решение всего диапазона вопросов региональной безопасности», — сказал Дмитрий Медведев.
В своем выступлении он подчеркнул, что Россия намерена делать все необходимое для скорейшего согласования и принятия Конвенции по правовому статусу Каспия. «Прежде всего это вопрос делимитации дна и акватории, военной деятельности на море, а также общие правила судоходства и рыболовства», — добавил он.
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад предложил в 2011 году завершить разработку Конвенции по определению правового статуса Каспийского моря. Кроме того, президент Ирана предложил прикаспийским странам вести «целенаправленный диалог и консультации для корректировки нынешней мировой системы, по созданию совместных судоходных компаний, предоставлению таможенных льгот, увеличению торгового обмена, соединению сетей по транспортировке энергоносителей, расширению связей в туристической, культурной и спортивной сферах. Экономическое сотрудничество стран-участниц, опираясь на потенциал и ресурсы национальных валют, может снизить степень уязвимости, причиняемой международными экономическими системами, и способно создать новые возможности», — сказал он.
Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов убежден, что трубопроводы, по которым будет осуществлен транзит нефтегазовых ресурсов Каспия, могут быть проложены только с согласия сторон, через секторы которых будут проведены эти трубопроводы. Разумеется, при соблюдении всех вопросов экологической безопасности, добавив, что «делимитация на Каспии должна осуществляться твердо на основе норм международного права».
Такие мнения, такие документы. Может быть, для народов, проживающих по берегам Каспия, этот саммит не принесёт сиюминутных выгод, как и не принесли две предыдущие встречи. Но тот факт, что страны выработали согласованные шаги, говорит о том, что в будущем не может не принести дивидендов.