Катится, катится, голубой вагон…
Железнодорожные сообщения сегодня, являются одной из основополагающих транспортных сетей Российской Федерации, и, несмотря на развитие авиаперевозок, по прежнему остаются важнейшей артерией, связывающей воедино города.
Протяженность железнодорожных путей Дагестана (развернутая длина) составляет 1,19 тыс. км, более 0,8 тыс. км из них электрифицированы. По территории республики проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые связывают Россию с южными странами ближнего и дальнего зарубежья. В номенклатуре перевозимых грузов преобладают нефть, нефтепродукты, зерно, сахар, строительные грузы, оборудование, и др.
Работники железных дорог также имеют свой профессиональный праздник – День железнодорожника, который отмечается каждый год в первое воскресенье августа. В 2009 году праздник приходится на 2 августа.
Праздник впервые был учрежден в 1896 году и был приурочен ко дню рождения императора Николая I. Праздновался ежегодно 25 июня, вплоть до 1917 года. Вновь возрожден был лишь в 1936 году. Была определена и дата празднования – 30 июля, но в дальнейшем, день железнодорожника праздновался в первое воскресенье августа
Празднование его в августе связывают с тем, что именно в этом месяце 1834 года в Петербург прибыл знаменитый австрийский инженер, Франц фон Герстнер, который, после объезда российских территорий посоветовал императору Николаю I поскорее начать строительство железных дорог, так как из этого Россия может извлечь огромную выгоду, «сократив большие расстояния путем увеличения скорости передвижения».
15 апреля 1836 года Николай I подписал указ о сооружении Царскосельской железной дороги. А уже в 1837, дорога Петербург – Царское село, первая железная дорога в истории России, была открыта.
Развитие железнодорожного транспорта на Северном Кавказе берет свое начало с 1861 года, когда была проведена первая линия Северокавказской железной дороги по маршруту Шахтная – Аксай.
На сегодняшний день Северокавказская железная дорога включает в себя пять отделений и 18 узловых станций.
Она выполняет очень важную роль, обеспечивая выход грузопотоков в российские черноморские порты, а также выполняя пассажирские перевозки в курортные зоны, расположенные в этом регионе.
Пути Северокавказской железной дороги проходят и через Дагестан, так как одним из пяти отделений СКЖД является махачкалинское.
При общем количестве перевезенных грузов на СКЖД, за прошедший 2008 год в 82.131.000 тонн, доля Махачкалинского отделения составила свыше 2,5 млн. тонн. (Правда, стоит отметить, что за первое полугодие 2009 года, на Северокавказской железной дороге в целом грузов было перевезено около 30 млн.тонн, что на 23% меньше аналогичного показателя 2008 года)
Сегодня во многом благодаря руководству СКЖД, а также ОАО «РЖД» на махачкалинском отделении СКЖД, усовершенствованы технологии управления предприятиями и отделением в целом. Отделение занимается подготовкой кадров к современным методам управления. Также качественным реформам подверглись сами предприятия. Не вдаваясь в подробности, можно отметить, что экономический эффект
от проведенных реформ составил порядка 150 млн. руб.
Также стоит отметить, что отделение продолжает оснащаться новыми транспортными средствами – в первом полугодии 2009 года СКЖД получила 43 новых локомотива, часть из которых, безусловно, попадет и к нам.
В общем и целом, можно утверждать, что дагестанские железные дороги развиваются поступательно и при продолжении подобной политики поддержки центральным руководством СКЖД, важнейшая транспортная артерия Дагестана в скором времени выбьется в лидеры не только среди отделений Северокавказской железной дороги, но и среди других железнодорожных путей России.