Сетевое издание «Дагестанская правда»

16:00 | 24 октября, Сб

Махачкала

Weather Icon

Когда в горы летали…

1 2 3
A- A+

Схватки у 27-летней Ирины начались прямо во время полета. Бортпроводницы авиакомпании «Россия» и случайно оказавшиеся в самолете врачи рейса Симферополь – Санкт-Петербург помогли принять роды. Все прошло благополучно – у пассажирки родился мальчик. Экипаж совершил вынужденную посадку в Ростове, маму с малышом передали медикам.

– Девчонки, конечно, молодцы, сработали оперативно, но тот факт, что они взяли на себя роль акушерки, трудно назвать событием из ряда вон выходящим, – говорит Мансур Кимпаев, старейший работник АО «Аэропорт Махачкала».

Во время курсов профессиональной подготовки стюардессы изучают действия в нестандартных, экстремальных, опасных для жизни ситуациях. Умение оказать первую медицинскую помощь, аварийно-спасательные навыки и психологическая поддержка пассажиров при стрессах – это все про них.

Мансур Адамович посвятил летному делу всю свою жизнь, многое повидал.

– У нас тоже был аналогичный случай, – рассказывает он, – самолет Ан-2 следовал по маршруту Махачкала – Ахты, и на борту роды принимали. Кстати, наш аэропорт – единственный в Союзе, откуда разрешалось летать в горы на одномоторном самолете. За что в 1966 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Кимпаев служил в ракетных войсках, окончил Краснокутское летное училище гражданской авиации (Саратов). Получив необходимые навыки, летал в горы, после чего перевели в эскадрилью сельхозавиации.

В те годы хорошо нам знакомого здания аэровокзала еще не было. Там, где сегодня находятся служба ГСМ и флигельки, располагался летный отряд. Из аппаратов – только Ан-2, на нем летали и в горы, и на плоскости пилоты первой эскадрильи. Вторая эскадрилья выполняла преимущественно авиационно-химические работы.

– Мы обслуживали колхозы и совхозы республики, Ростовской, Калининградской областей, Астрахани, а в летний период обрабатывали фосфинами хлопок в Азербайджанской Республике, – вспоминает ветеран. – Условия для работы были очень тяжелые, но мы, молодые, выдерживали любые нагрузки. В кабине самолета ввиду того, что впереди двигатель, бывала жуткая жара – температура порой достигала 60-70 градусов, и плюс к этому по правилам безопасности требовалось надевать комбинезон и противогаз. Я-то в армии привык к ним, соблюдал вместе с несколькими товарищами требования. А остальные работали в майках и трусах. И многие из них потом рано ушли из жизни. Метафос, бутифос и другие фосфины – сильно действующие, высокотоксичные химикаты.

Набравшись опыта, Мансур Кимпаев переучился на Ан-24 в Школе высшей летной подготовки Кировограда. Работал поначалу вторым пилотом, а спустя время и вплоть до ухода на заслуженный отдых – командиром воздушного судна. Летали по всему Советскому Союзу, выполняя ежедневные рейсы в Москву, Минводы, Сочи, со сменой экипажа – в Киев, Харьков. Границ тогда не существовало, страна-то была огромная, никому и в голову не приходило спросить, откуда приехал и для чего.

Это было то славное время, когда горные территории осваивались на самолетах, во многих населенных пунктах функционировали свои аэродромы, а машины были редкостью.

Воздушные суда в те годы и сегодня, в век прогресса, конечно, отличаются. Но вместе с тем Ан-2, по глубокому убеждению Мансура Адамовича, – непревзойденный аппарат, аналогов ему в мире нет. Легкий, маневренный, настоящий трудяга. И в плане безопасности надежный. Он знает, о чем говорит: ему неоднократно приходилось садиться на самых разных площадках и при сложных летных условиях, однако самолет всегда выручал, поскольку неприхотливый.

Кимпаев отмечает тот факт, что у Дагестана давние традиции в летном деле, и в этой связи хорошо бы нам организовать аэроклуб. В Кизляре, например. Желающих пройти обучение, уверен ветеран дагестанской авиации, будет немало.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»

  • Победители

    Легенда советской авиации 

    25 октября исполняется 100 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной...

    11

    1 день назад

  • Победители

    «Армейские нервы» 

    Военные связисты страны 20 октября отметили 101-ю годовщину своего профессионального праздника. В современной...

    9

    1 день назад

  • Прадедушка за рулём 

    День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта в России ежегодно отмечается в...

    134

    1 день назад

  • Самая популярная услуга в России 

    Сегодня в России сфера таксомоторных перевозок является самой быстро растущей сферой рынка услуг в России....

    15

    1 день назад

  • Отсюда всё начиналось 

    В Государственном архиве республики хранится Предписание от 15 октября 1810 года Главнокомандующего в Грузии и...

    12

    1 день назад

  • На развалинах империи 

    25 октября 1991 года был опубликован президентский указ: «В целях обеспечения экономической основы...

    9

    1 день назад