Сетевое издание «Дагестанская правда»

04:00 | 06 декабря, Вс

Махачкала

Weather Icon

Крестьянская реформа: параллели прошлого

A- A+

Исторические параллели развития горного края, пересекаясь с современными реалиями, дают основания прослеживать динамику трансформации социально-экономических отношений на Северном Кавказе, характеризуя конец XIX - начало XX веков, как новый этап модернизации социальных отношений, отмену крепостного права и переход от феодального строя к капиталистическому развитию. Актуальная тема послужила поводом для научной конференции, организованной по инициативе Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН и приуроченной к 100-летию крестьянской реформы 1913 года в Дагестане.

Давая оценку аграрной политике Российской империи в Дагестане, выступавшие на конференции ученые-историки отмечали, что Дагестан как составная часть Российского государства в этот исторический период был активно вовлечен в русло социально-экономических преобразований, решение аграрного вопроса. Тогда же основные векторы развития аграрных преобразований в Дагестанской области царизм обозначил в ходе проведения территориально-административной и судебной реформы, а в последующем и ликвидацией существовавших на территории Дагестана ханств, что было обусловлено тем, что Дагестанская область как часть Российской империи была вовлечена в систему развивавшихся капиталистических отношений, постепенно осваиваемой на российской окраине аграрной реформе.

После окончания Кавказской войны, отмечали выступавшие, горские народы стали испытывать потребность в точном определении сословно-поземельных прав и отношений. В то же время применять к горскому населению соответствующие законоположения империи не представлялось возможным, так как они значительно отличались от российских законодательных актов. К сожалению, аграрная реформа прижилась не во всех феодальных владениях и носила половинчатый характер, что привело к возникновению непредвиденных проблем. Дагестанские исследователи отмечали, что при проведении аграрной реформы феодалам было предоставлено право выбора лучших земель, что создало перекос в общественных отношениях. Крестьяне, которым достались хорошие земли, и те, кому были выделены худшие наделы, оказались в неравном положении. Более того, земля досталась не всем крестьянам, они так и не были освобождены от зависимых отношений. Из четырех феодальных владений наиболее завершенную форму земельная реформа обрела лишь в Кумыкском округе и Присулакском наибстве и то благодаря тому, что правительство смогло убедить князей уступить половину своих земель без выкупа освобожденным крестьянам, т.е. сельской общине, что все же ограничивало процесс купли-продажи земли.

В документах также отмечалось, что различные категории дагестанского крестьянства заявляли о своем безусловном праве на собственность на так называемые мульки, участки, расчищенные из-под леса или на плоскости и считавшиеся их неприкосновенной собственностью. Таким образом, вопрос о праве собственности крестьян на землю откладывался до окончательного определения поземельных прав населения. Проблема размежевания земель и ее необоснованное затягивание способствовали возникновению многочисленных поземельных споров между феодалами и крестьянами, а также между различными сельскими обществами.

Говоря об особенностях аграрной политики царизма в Дагестане, необходимо подчеркнуть, что в отличие от других северокавказских народов в Дагестане царизм не решался объявить земли собственностью казны, несмотря на то, что в данной сфере правительство придерживалось позиции сохранения земель за государством. Опасаясь негативной реакции местного населения, убежденного в неоспоримости и незыблемости своих прав на землю, Российское правительство тянуло с определением поземельного строя в Дагестане, хотя большой объем собранного сословно-поземельными комиссиями материала свидетельствовал, что крестьянские повинности бекам являются платой за управление, а не за пользование землей.

Подтверждением того, что правительство рассматривало дагестанские земли казенными, является ряд мер в области поземельных отношений, среди них запрет отчуждать земли и т. д., хотя упущения в проведении межевых работ тормозили процесс развития торгового земледелия. В свою очередь искусственное затягивание решения земельного вопроса создавало существенные препятствия для развития экономики края, являлось почвой для непрекращающейся классовой борьбы. Во всех конфликтных ситуациях в области сословно-поземельных отношений, которые возникали в течение всего исследуемого периода (II половина XIX – начало ХХ веков), царская администрация прибегала к формуле, что решение вопроса откладывается «впредь до окончательного определения сословно-поземельных прав». Эти права так и не были определены вплоть до 1917 года». Но это была уже совсем другая история…

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»