00:12 | 17 декабря, Вс

Махачкала

17.12.2017
1EUR69.4298Руб0.0000
1USD58.8987Руб0.0000

Культуре правовой надо учить

A- A+

Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Именно так записано в Гражданском кодексе РФ.

Поэтому в общеобразовательных школах введен предмет «Правоведение»,­ целью которого является формирование правосознания и правовой культуры. Под этим подразумевается, что школьники должны осознавать себя полноправными членами общества, уважать права и свободы другого человека, демократические правовые ценности и институты, правопорядок. И не только знать, но и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В общеобразовательных школах введен новый предмет «Правоведение», целью которого является формирование правосознания. Молодежи важно не только изучать, но и использовать эти знания в жизни

Это все теория, а что на практике? Об этом говорили участники круглого стола по теме «Система правового образования в школе: ценностный аспект». Они усмотрели прямую связь между правовым образованием людей с гражданским обществом.

Когда речь заходит о гражданском обществе, нередко упускается из контекста такой важный аспект, как правовая грамотность. А между тем правосознание – это неотъемлемая часть гражданского общества. Какие сегодня существуют возможности для формирования правосознания? Прежде всего это хотя бы беглое знание того же Гражданского кодекса Российской Федерации, где прописаны правила взаимоотношений между людьми. Базовой частью всего документа является признание равенства участников правовых отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Причем незнание гражданских прав и даже отказ от них, согласно статье 9,  не влечет их прекращения.

На круглом столе директор Махачкалинского центра повышения квалификации Галина Исмаилова отметила, что, хотя в образовательной программе заложены правовые компетенции, проблема правового образования актуальна и в большей части не решена.

– Сегодня педагоги все чаще сталкиваются с асоциальным поведением школьников, поэтому необходимы меры воздействия, которые помогут с этим справиться в правовом поле. В то же время школьникам необходимо донести их права и обязанности, – сказала она.

Тревоги Галины Исмаиловой относительно проблем со школьниками имеют под собой правовые проблемы. Ведь сейчас с бурным развитием социальных сетей школьники, да и более взрослые граждане, могут оскорбительно выразиться в виртуальном общении, а это чревато нарушением статьи 150 Гражданского кодекса о чести и достоинстве. И если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) такими действиями, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Все эти правовые нюансы должен донести учитель по правоведению. И не только. По мнению члена Конституционного суда РД, доктора юридических наук Хасплата Рустамова необходимо внедрять правовую культуру начиная с младшего школьного возраста через игры, кино, передачи. Также необходимы общественные организации, которые будут пропагандировать правовую культуру.

Однако учителя нередко формально подходят к подаче материала по правоведению, а в большинстве случаев просто дают теоретический материал, зачастую оторванный от практики.

По мнению участников дискуссии, правовой культурой должен обладать каждый независимо от статуса и положения в обществе. Согласно проекту резолюции, которую зачитал модератор мероприятия Эдуард Эмиров, предлагается использовать различные формы внеурочной деятельности по правовой тематике, направить обучение в практическое русло и регулярно повышать правовую грамотность самих учителей.

Заведующий кафедрой истории государства и права ДГУ, профессор Ахмед Рамазанов во время обсуждения резолюции подчеркнул, что эффективность правового образования в государстве во многом зависит от правовой культуры и самосознания граждан, от их готовности получить именно образование, а не аттестат или диплом. И если в общеобразовательных школах плохо поставлено правовое образование, то откуда взяться гражданам с правовой культурой? Происходит правовой нигилизм, который подрывает основы государства и общества.

Статьи из рубрики «Общество»