Сетевое издание «Дагестанская правда»

20:00 | 17 января, Вс

Махачкала

Weather Icon

Кушать подано!

A- A+

Хотим того или нет, но мы уже 20 лет живем в условиях рынка. Так что извольте получить все вытекающие из этого факта блага. А они есть – как приятные (например, возможность заработать большие деньги и уехать туда, где нас нет и где всегда хорошо), так и те, что благом только кажутся.

Взять, к примеру, телевидение. Раньше, на советском ТВ, что глаз радовало? «Международная панорама», «Клуб кинопутешественников», «Взгляд», «Голубой огонек», «Кабачок «13 стульев», ну еще кое-что. Прямо скажем – не густо. Теперь же что ни канал (а их с помощью «тарелок» десятки), то фирменное развлечение — детектив или сериал.

Ну  и что, скажете, разве плохо это телевизионное разнообразие? Хорошо. Вот, к примеру, в одной передаче учат, как правильно и модно одеваться, в другой – как разобраться, какие продукты полезнее и экологически чище. Советы дельные, вытекающие из жизни, что породили, то и расхлебываем, завозим огромное количество импорта, а потом разбираемся всей страной, что есть-надевать надо, а что нежелательно. С другой стороны, можно развести руками: что же, теперь наше ТВ и будет работать на то, чтобы сориентировать нас в этом «гипермаркете»?

Особую популярность приобрели телепередачи о кулинарии. О них нужно сказать особо. Это беспроигрышный вариант, т.к. есть хочется всем и всегда. Однако ради самой еды мало кто берется за съемки программы. И тут уж не поймешь — то ли программу снимают, чтобы интереснее было смотреть на «звезду», то ли «звезда» должна пробудить аппетит.

Очевидно одно – то, что естественная потребность организма в пище стала предметом торга и рекламы для тех, кто торгует кухонной мебелью, посудой, продуктами. Как-то неприятно от мысли, что кому-то надо продать масло, кастрюлю или сковороду, и только поэтому покупают и показывают «кухонную» программу. А где же тогда социальная роль ТВ? Или хотите сказать, что здесь научились совмещать полезное с приятным? Думаю, что нет.

Судя по тому, что региональные телевизионщики слепо копируют центральные передачи и пытаются сварить что-то подобное на своей, местной, телевизионной кухне, само телевидение переживает не самый лучший период в своем развитии. Проще сказать – не знает, куда идти, боится экспериментировать.

Это только кажется, что на ТВ-экране все разнообразно и весело. На самом деле все далеко от идеала, если камера спешит заглянуть человеку в тарелку. А между тем экстравагантные и нахальные ведущие и продюсеры изощряются в том, как интереснее, интригующе провести передачу. И здесь шокирует то, что лежащий на столе кусок хлеба соседствует со словоблудием ведущего или искусственным смехом какой-нибудь эстрадной куклы, удачно вышедшей замуж за олигарха.

Конечно, есть передачи, где все второсортное сведено к минимуму, и программы, посмотрев которые, хочется вкусно готовить, задуматься над своим рационом питания, ведь, как гласит народная мудрость, мы есть то, что едим. Сегодня у экранов ТВ собираются люди нескольких поколений. Так, люди старшие, выросшие на «Международной панораме», видят всю примитивность телевидения и приходят в недоумение. Ну что это такое? – говорят они. – Одни репортажи о личной жизни «звезд», певцов, передачи о кулинарии и тому подобная ерунда. Молодежь, научившаяся извлекать полезное, много, как сегодня модно говорить, не заморачивается по этому поводу, и то, что недостает, черпает в Интернете. Те, кто старше 5-ти, думает, что так было всегда и что это правильно.

Телевидение, таким образом, расслоилось подобно пирогу. Одни телеканалы вещают преимущественно о бытовых темах, другие транслируют фильмы и футбол, третьи специализируются на передачах для детей. Да, это удобно, но уводит в крайности.

Конечно, есть место и для политики, но более-менее объемные, диалоговые передачи в этом направлении переместились на радио и в Интернет. Об этом свидетельствует и интерактивный опрос, проведенный среди слушателей радио «Эхо Москвы», в ходе которого выяснилось, что человек, чтобы получить информацию, обращается сначала в Интернет. 

Но и здесь эти ресурсы, на мой взгляд, не могут быть панацеей. Возможность побольше сказать, написать, которую предоставляют радио и Интернет, приводит к тому, что это либо пропагандистские материалы типа предвыборного пиара, либо запутанные, вводящие в заблуждение, вроде утверждения о космическом происхождении жизни на Земле. 

Ностальгия по диктору, строгому, в очках (можно и без), чинно сидящему в студии, читающему текст с листа, будет еще долго жить в памяти. И это ностальгия скорее по стабильности и культуре, возможности включить одну кнопку на пульте и получить то, что хочется увидеть и услышать. Ностальгия по тому, чтобы со зрителем не заигрывали с экрана и не учили жарить котлеты, а говорили на равных и всерьез.

 

 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»