Люби и знай родной край
А вы знаете, какой водоем самый соленый в России? Или город, где иногда можно солнце увидеть ночью? Такие и еще более хитрые вопросы были предложены участникам второго Всероссийского географического диктанта, организованного Русским географическим обществом. Одна из главных задач образовательной акции – независимая оценка географической грамотности россиян, мотивация граждан к изучению географии своей страны.
Если в прошлом году диктант писали на 210 региональных площадках по всей стране, то в 2016-м их число достигло 1700. В нашей республике диктант прошел на базе Института экологии и устойчивого развития ДГУ, Республиканской детской библиотеки им. Н. Юсупова, ДГПУ, школы №2 и гимназии Каспийска, Кегерской средней школы Гунибского района, школы №2 поселка Мамедкала Дербентского района, школы №1 Магарамкентского района, т.е. на восьми площадках. На вопросы отвечали школьники, студенты, все, кто интересуется географией и хочет проверить свои знания в этой области.
Лидером по количеству площадок стала Республика Саха (Якутия), где диктант писали в более чем 650 пунктах. В Республике Башкортостан работали 103 площадки, Самарской области – 63, Твери – 41, Москве – 48. Географический диктант можно было пройти и в режиме онлайн на сайте Русского географического общества. Там же участники смогут узнать свои результаты после 20 декабря.
Диктант был представлен в трех вариантах с разным текстом – для Дальнего Востока, Сибири и Центральной России. Он включал 30 заданий, которые были разделены на три блока: первый – с вопросами на знание географических терминов, второй – на умение пользоваться картой, в третьем нужно было узнать географический объект по отрывкам из художественных произведений.
По словам директора Института экологии и устойчивого развития Даггосуниверситета Гайирбека Абдурахманова, сам факт необходимости проведения такого диктанта говорит о снижении у населения интереса к географии.
– Чувство патриотизма неразрывно связано со знанием истории своей страны, ее географии. Сегодня же мы сталкиваемся с тем, что у людей очень низкие знания о природе родного края. В целом по стране на географию в школе выделяется всего 2 часа, этого явно недостаточно, – делится мнением Гайирбек Абдурахманов.
– Знания по географии – это не только умение определять расположение того или иного города на карте. Эти знания позволяют учитывать условия окружающего мира – рельеф, экологию, природные комплексы для создания, например, промышленных производств, ведения сельского хозяйства на этой территории, – говорит заведующий кафедрой рекреационной географии института Касум Абдуллаев. – К примеру, прежде чем построить в Дагестане туристический комплекс, нужно знать о природно-климатических особенностях региона, есть ли здесь предпосылки для развития того или иного вида туризма. Наша республика в этом плане – жемчужина для развития туризма: край обладает природными зонами, начиная от полупустынь и заканчивая вечными ледниками. Сегодня мы имеем возможность свободно перемещаться, можем при желании и с учетом возможностей оказаться в любой точке мира. Другое дело, что мы должны знать местное население, традиции, чтобы случайно не обидеть, не нарушить сложившиеся устои.
В нашей республике достаточно интересных географических объектов, на которые стоит обратить внимание: Сулакский каньон, Самурский лес, Салтинский водопад, Гунибское плато, бархан Сарыкум. В будущем такой диктант может быть проведен и по географии Дагестана, считают ученые.
По их мнению, прошедший диктант повысит интерес к науке и позволит вывести обучение географии на качественно новый уровень, в частности, увеличить количество часов в школе по этому предмету.
Диктант служит стимулом, толчком к тому, чтобы мы с вами повышали уровень знаний в этой области. Допустим, вы неожиданно для себя обнаруживаете, что не знаете самую высокую вершину мира и самую глубокую впадину океана. Начинаете искать информацию и попутно открываете для себя много нового.