Малолетки в строгом режиме
Для многих дети, преступившие закон, - всего лишь преступники, заслуживающие общественного порицания и презрения. Большинство несовершеннолетних осужденных – это беспризорники. Сегодня в воспитательной колонии отбывают наказание 13 подростков от 14 до 18 лет, в основном за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Осознают ли они в полной мере содеянное преступление, готовы ли вернуться к нормальной жизни? Какую помощь им оказывают психологи уголовно-исполнительной системы в разрешении внутреннего конфликта? Об этом наша беседа с психологом психологической лаборатории Федерального казенного учреждения «Кизилюртовская воспитательная колония УФСИН России по РД», капитаном внутренней службы Калсыном Гереевым.
— Статистика — вещь неумолимая. На совершение преступления несовершеннолетних подростков часто толкают желание самоутвердиться или же неудовлетворенность своим материальным состоянием, бытом. Есть и другие причины. К примеру, случай с осужденным, который в четырнадцатилетнем возрасте убил знакомого только потому, что тот нецензурными словами задел мать. Вначале воткнул вилку в шею, потом зарубил топором. Все происходило в общежитии. После чего, перепутав двери своей комнаты с соседней, увидев спящего мужчину, решил, что тот не спит, зарубил и его. Он получил максимальный срок для несовершеннолетних — 10 лет. Вы не поверите, но в колонии он — само спокойствие, выполняет все обязанности, на конфликты не нарывается. С каждым годом агрессия в подростках растет, порой она зашкаливает. В результате такая вот печальная статистика.
Все чаще на телевидении мы видим насилие, жестокость, убийство. Стали доступны Интернет, где учат как хорошему, так и плохому компьютерные игры. Все это подталкивает к совершению преступлений, вызывает у детей агрессивное поведение, желание нарушить общественные устои. Доступ к таким фильмам, как триллеры или ужасы, должен иметь ограничения в возрасте. Сейчас стало модно делать героями отрицательные персонажи, которые становятся для детей кумирами. Нужно думать, что показывать нашим детям. А новости из США, в которых школьники устраивают кровавую бойню в образовательных учреждениях…
— А подростки из благополучных семей часто оказываются за решеткой?
— Нет, только в очень редких случаях. Бывало и такое, что отсидевшего на свободе никто не ждет, и он просит оставить его в зоне. Звучит странно, но было и такое. Одного парня, которому некуда было идти, наш сотрудник взял под свою опеку. Дал ему кров и еду.
На самом деле преступниками не рождаются, ими становятся. А почему? «Жизнь заставила», — так говорит большинство осужденных. Приведу пример: каждый человек думает о естественных потребностях и материальном благополучии, а ребенок, проживающий в неблагополучной семье, где нет элементарных условий для жизни, идет на преступление, чтобы накормить себя и получить то, что есть у его сверстников. Так совершаются кражи – основной вид преступления у подростков.
— Чувствуют ли они свою вину?
— Большинство воспитанников не признают своей вины. Есть и те, которые осознают свои ошибки и со временем делают определенные выводы для себя, у них достаточно времени, чтобы пересмотреть свои взгляды на будущую жизнь. Помогают им в этом психологи, учителя. При колонии работает и профессиональное училище, где они осваивают разные профессии. Трудотерапия занимает важное место в психологической адаптации человека к новому месту.
— В какое время пребывания осужденного ведутся с ним наиболее частые беседы?
— Регулярно. Но основной акцент делается в начале срока отсидки и перед выходом на свободу. Ожидание приговора, перемена привычного уклада жизни изменяют его психическое состояние. В этот период у несовершеннолетних особенно повышается озлобленность, обостряются чувства обиды, тревоги. Именно в первые две недели вырисовывается психологический портрет заключенного, на его основании разрабатываются индивидуально-психологические рекомендации по работе с ним, учитывая особенности его характера. Второй этап работы – психокоррекционный процесс. Он сопровождается текущим диагностическим контролем его эффективности.
Это делается, чтобы наблюдать за происходящими изменениями в сознании осужденного для оказания ему своевременной помощи.
— Какие результаты дает психодиагностика?
— Если взять пятерых подростков с разными статьями, их объединяет одно – завышенная самооценка. Реже встречаются закомплексованные. Часто путь в тюрьму у подростков ведет через желание доказать свою исключительность, выделиться среди толпы как угодно. Осужденные подростки с завышенной самооценкой мало прислушиваются и к советам сотрудников воспитательной колонии. Для многих из них характерна противоречивость взглядов и убеждений
— Как психолог, работающий с трудными детьми, посоветуйте нашим читателям, как можно уберечь подростка от совершения преступления?
— Все зависит от воспитания в семье. Что происходит сегодня? Родители всю ответственность возложили на школы и вузы. Есть ценности, которые закладываются только в семье. Личность формируется с рождения, и нельзя упустить этот процесс. Формирование ценностей, традиций, позитивных навыков, волевых усилий является наиболее важным моментом в воспитании ребенка. А на перевоспитание затрачивается длительное время — не дни, а месяцы, а то и годы. Самый трудный период для ребенка – подростковый возраст, так как дети становятся более эмоциональными, неадекватно реагируют на жизненные ситуации: замыкаются, убегают из дома, приобщаются к вредным привычкам, совершают правонарушения и преступления. В таком случае ребенку нужна поддержка, и в первую очередь он ищет поддержку у родителей. Дети всегда идут навстречу, нужно только их правильно направить. Мы всегда должны уметь слушать и слышать детей, не запрещать им проявлять свои эмоции, поддержать в нужный момент, не ругать. Поставить цель: чего бы он хотел добиться в жизни и от чего избавиться?