Купить PDF-версию
15:40 | 29 марта, Пт
Махачкала
X

Маршал из Хасавюрта

«Дагестанская правда» продолжает публикацию серии материалов о судьбах и подвигах генералов, видных военачальников, общественных и государственных деятелей Дагестана, предоставленных членом Малой академии наук РД, известным историком Гаджи Ибрагимовым.

Сегодня герой нашей рубрики маршал инженерных войск, уроженец города Хасавюрта Михаил Пет­рович Воробьёв.

Предки маршала инженерных войск Михаила Петровича Воробьёва оказались в слободе Хасавюрт волею случая. Хасавюрт на карте Дагестана появился в 1846 году. Первоначально здесь был расквартирован воинский гарнизон и сюда направляли на военную службу русских солдат. Отец маршала Пётр Васильевич был родом из Белоруссии, служил в воинской части связистом, а мать тоже была дочерью военного. Они родили и воспитали четверых сыновей и пятерых дочерей. В такой многодетной семье и воспитывался будущий маршал инженерных ­войск.

В 1906 году Михаил Воробьёв окончил двухклассное мужское училище в слободе Хасавюрт, затем поступил на учебу в реальное училище во Владикавказе, которое окончил в 1914 году с отличием. Будучи студентом Горного института Петрограда, Михаил Петрович стал активным участником революционных событий, и вскоре, чтобы разрядить революционное брожение, царское правительство решило мобилизовать в армию наиболее активных студентов и членов революционных кружков Пет­рограда.

В разгар Первой мировой войны Михаил Петрович оказался в рядах действующей армии. Вначале он был направлен на учёбу на курсы прапорщиков, по окончании которых в 1917 году был назначен командиром 252-го пехотного полка в Ростове-на-Дону. С победой Октябрьской революции Воробьёв возвращается во Владикавказ и вступает в Красную Армию. Полк, в котором он служил, избрал его председателем полкового комитета и комиссаром.

В марте 1918 года Михаил Петрович возглавил Владикавказский отряд Северо-Кавказского фронта, в составе которого воевал до полного разгрома войск интервентов и белогвардейцев на Северном Кавказе. В декабре 1918 года Воробьёв был назначен секретарем по делам военнопленных, а с апреля 1919 года, став членом партии большевиков, назначается командиром дорожно-мостовой роты 13-й стрелковой дивизии Южного фронта.

В 1924 году Воробьёв стал слушателем инженерного факультета Военно-технической академии РККА им. Дзержинского, которую окончил в 1929 году с отличием. Как наиболее способного студента его зачислили в аспирантуру Военно-технической академии. При выборе темы для научной работы его интересовали способы борьбы с танками инженерными средствами, а также организация службы заграждений в ходе боевых действий.

В 1935 году Воробьёв был назначен доцентом командно-инженерного факультета Военно-инженерной академии СССР, где сделал ряд новых теоретических разработок по инженерному обеспечению войск. Годом позже стал начальником Ленинградского военно-инженерного училища. 4 июня 1940 года постановлением Совнаркома СССР ему присвоили звание генерал-майора инженерных ­войск и утвердили инспектором инженерных войск Красной Армии.

В этой должности и застала Михаила Петровича Великая Отечественная война. Меры по противодействию вражескому наступлению и по инженерному обеспечению отхода войск, разработанные Воробьёвым в 1941 году, составляли основу директивы военсовета Западного фронта. Воробьёв организовал инженерное укрепление Можайской линии под Москвой, создал заграждения на главных направлениях немецко-фашистского наступления на нашу столицу. В апреле 1942 года Михаил Воробьёв был назначен начальником инженерных ­войск Красной Армии.

Строительство оборонительных рубежей под Москвой, Сталинградом, Курском, Ленинградом, огромная работа при прорыве блокады Ленинграда, в организации форсирования водных преград во время наступательных операций на завершающем этапе Великой Отечественной войны – всё это осуществлялось под непосредственным руководством М. П. Воробьёва.

В годы войны инженерные войска выросли в количественном и качественном отношении. Михаил Петрович принимал самое непосредственное участие в реорганизации структуры инженерных войск, их техническом перевооружении, приведении тактики действий инженерных войск в соответствие с новыми боевыми условиями.

В феврале 1944 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Михаилу Воробьёву высокое звание маршала инженерных войск. После окончания войны до 1952 года он руководил инженерными войсками Советской Армии. С 1952 по 1954 годы работал заместителем командующего Киевским военным округом, затем заместителем начальника строительства и расквартирования работников Министерства обороны СССР, помощником командующего Прибалтийским военным округом. В последние годы жил в Риге, где и умер от инфаркта 12 июня 1957 года на 61-м году жизни, а похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве.

Родина высоко оценила заслуги Михаила Петровича Воробьёва, наградив его маршальской звездой, двумя орденами Ленина, орденом Суворова I степени, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Крест Грюнвальда»
I степени (Польша), орденом Национального освобождения и орденом Партизанской звезды I степени (Югославия) и многими медалями. Одна из улиц города Хасавюрта в знак увековечения памяти знаменитого земляка, маршала инженерных войск, названа его именем. С 1965 года средняя школа № 2 города Хасавюрта также носит имя знаменитого маршала. В ноябре 1978 года в СССР сошёл на воду новый теплоход, названый в честь Воробьёва.

Жизнь маршала инженерных войск, уроженца города Хасав­юрта Михаила Петровича Воробьёва, без остатка отданная делу укрепления и развития Советских Вооруженных Сил, – яркий пример для подражания подрастающему поколению современной России.

Статьи из «Дагестанцы-генералы»

Первый контр-адмирал республики

162
Альберт еще в школе мечтал стать подводником, таким же,...

Герман Кириленко: Я «православный мусульманин»

138
Почетный гражданин города Каспийска...