МетрОполис
Нет, все верно – ударение в этом слове на втором слоге.
Теплившаяся было у нас надежда – спасти конный спорт в Дагестане – окончательно улетучилась. На какие средства породистых парнокопытных содержать?! Лучше уж вовсе ликвидировать ипподром.Последних двух лошадок, что паслись на его жалкой лужайке, которых я на днях заметил, проезжая мимо, сдается мне, пустят на колбасу. То, что колбаса будет халяльной, успокаивает, однако обвалившаяся вывеска бывшей конной трибуны на протяжении всей дороги из Махачкалы в Каспийск не выходит из головы.
Одна из главных дорог города – практически все гости из аэропорта едут по ней в нашу столицу. Вот путепровод в начале проспекта Петра I, строительство которого столько лет служило бывшему махачкалинскому градоначальнику наглядной витриной служения народу, далее по пути можно лицезреть хвост дракона, венчающий вход в одноименный парк, и одинокую женщину, с легкой руки того же мэра названную русской учительницей. Далее упираешься взглядом в медные колосья у памятника патриарху колхозного строя и понимаешь, что на этом чудеса современной махачкалинской архитектуры заканчиваются.
Далее лишь скученные многоэтажные дома, угрожающие своим качеством строительства подпирающим их частным домам, сменяются убогими мотелями, вид из окон которых объясняет отсутствие у них балконов – смотреть на город и радоваться нечему. Признаюсь, кое-где бетон и стекло смотрятся вполне монументально, ввиду чего, услышав, как один из жителей столицы прочел вывеску «МетрОполь» с ударением на втором слоге, я даже не удивился. Этот среднестатистический махачкалинец, очевидно, пусть и неосознанно для самого себя, но весьма верно расставил акценты.
Наверняка мне возразят. Дескать, «Анжи-Арена» и спорткомплекс им. Али Алиева – вот подлинные украшения столицы. Глядя на этих красавцев из бетона и стекла, оспорить их монументальность сложно. Более того, на фоне этих баловней прогресса лепнину на фасаде ипподрома хочется отбивать столь же безжалостно, как это делают боевики «халифата», рушившие кувалдами древние ассирийские барельефы в Сирии. И это вовсе не шутка.
Нет, я не за повальное разрушение всего, что было связано с прошедшей исторической эпохой развитого социализма. Тот же ипподром был для тех лет примечательностью города и даже республики. Эпоха ушла, ушла и эта пусть не самая яркая ее примета. Будет ли что-то новое, что останется не на несколько быстротечных десятилетий? Способны мы такое создать? Не знаю, но хочу верить в созидательные силы наших земляков. А пока смотрю на входную арку стадиона «Труд», которая на фоне недавно построенного впритык к ней стеклобетонного красавца спорткомплекса выглядит словно спуск в адское подземелье на фоне райского «облачка» из киношедевра Фрица Ланга, который еще в 1927 году снял свою известную антиутопию под названием «Метрополис».
Просмотрев фильм, можно убедиться, что жизнь в киношном Метрополисе не сильно отличается от многих современных реалий Махачкалы. Действие в кино разворачивается в Будущем, где огромный футуристический город разделен на две части – верхний Рай, где царствуют «хозяева жизни», и подземный промышленный Ад, обитатели которого однажды решились на мятеж. Бездумный бунт в итоге приводит киногероев к осознанию простой, но актуальной истины: «Во всем, что касается человека, посредником между головой и руками должно быть сердце». В градостроительстве и архитектуре – тоже.