Между доверием и правом
Некоторые режиссеры выступают в прессе и утверждают, что в театре необходимо единовластие художественного руководителя. Очень хорошая мысль заложена в Положении о театре, где указано, что художественным руководителем может стать человек любой театральной профессии, необязательно режиссер. Однако, чтобы безграничная власть сосредоточилась в одних руках – руках художественного руководителя театра, нужен отдельный талант, менеджерским талантом не все обладают. Помимо этого, он должен быть хорошим финансистом, организатором, администратором.
Думаю, выучиться на художественного руководителя в учебном заведении невозможно, да и вуза такого нет. Профессии режиссера как-то научить еще можно, а худрука – нет. Режиссер – это уже само по себе предполагает художественное лидерство, но для управления театром этого недостаточно. Нужна еще какая-то малость. Может быть, застенчивость или совесть, когда человек стесняется пользоваться властным положением в собственных интересах вопреки интересам управляемого им театрального общества.
Очевидно, взаимоотношения коллектива театра и его художественного руководителя хрупко балансируют между доверием и правом. Право можно получить только вслед за доверием. И распоряжаться можно, пока не иссякнет доверие. Присутствие чувства юмора, я бы сказал, обязательный тест при назначении (или выборах) художественного руководителя. Слишком серьезное отношение к себе, к своей должности часто ставит человека в глупое положение.
Что сегодня как руководителя волнует меня, печалит? В прошлом году Аварский музыкально-драматический театр им. Г.Цадасы отметил свое 80-летие. Театр наш, можно сказать, гастрольный. При плане 280 спектаклей в год мы на стационаре даем всего 40-50, а остальные 230-240 везем в горы.
Нас огорчает, что каждый год сужается география обслуживания. В горах, райцентрах мало где есть гостиницы, да еще вдобавок участились случаи воспрепятствования гастролям театра в горных районах со стороны местных религиозных авторитетов. (Это не жалоба, это констатация.)
Мне кажется, что эффективность обслуживания сельского населения театрами будет низкой до тех пор, пока местным отделам культуры, руководителям районов не будет вменена личная ответственность за это важное дело. Совершенно недопустимо, что руководители театров, организующие сельские гастроли, выглядят «частными ходатаями», заботящимися о мероприятиях, нужных больше всего им самим. В результате выезд театров на село превращается в формальное мероприятие, вызывающее у актеров и руководства чувство досады и неудовлетворения.
Искусство никогда не было доходной статьей, оно всегда существовало за счет меценатства. Нам нужны Алексеевы, Третьяковы, Морозовы, Мамонтовы, как это происходит во всех цивилизованных странах.
И в заключение рискну перейти от «прозы» театральной жизни к ее «поэзии», то есть репертуару и заступиться за такой критикуемый жанр, как комедия. Не буду судить сейчас о качестве того или иного произведения, но скажу, что хорошая комедия всегда привлекает людей в зрительные залы. Они после трудового дня хотят развлечься и отдохнуть. Что же в этом плохого? И надо только радоваться, что зритель уйдет домой в хорошем настроении, полный желания бороться с недостатками, о которых ему рассказывал театр в жанре сатиры и юмора.
Комедийный жанр – один из самых сложных. В трагедии знаешь, на какие болевые точки нажать и в каком месте плакать. А попробуй рассмеши народ: не там сделал паузу – и уже не смешно. Есть такое выражение: «Шутки надо уметь подавать». Встреча с театром должна вызывать у зрителей радость, счастье, восторг.
Желаем, чтобы зрители к нам в театр приходили как на праздник – праздник света, добра и счастья!