Сетевое издание «Дагестанская правда»

21:00 | 24 октября, Сб

Махачкала

Weather Icon

Мифологические персонажи южных табасаранцев

A- A+

В мифологических представлениях табасаранцев важное место занимало аграрное божество нового сельскохозяйственного года Эбелцан, в честь которого в день весеннего равноденствия отмечали одноименный праздник. Непременным атрибутом божества был посох - «пятнистая палка» («цIару маргъ») из лещины. Животным, находившимся в подчинении Эбелцан, был медведь.

В некоторых селениях (Думуркиль, Ругуж, Ханаг) произошла контаминация образов Эбелцан и медведя. Эбелцан появлялась в новогоднюю ночь из очажной трубы («вход» из одного мира в другой») и оставляла гостинцы под подушкой у детей. Когда уставшие от беготни за день дети засыпали, взрослые мазали им сажей лицо, живот, спину. Утром удивленным детям говорили: «Ночью из дымохода приходила Эбелцан и лизнула вас языком». В с. Яргиль (союз сельских обществ «НитIрихъ») Эбелцан называли и по-другому — Кьамкьамиса баб. Возможно,  Кьамкьамиса баб являлась также аграрным (локальным) божеством со сходными с Эбелцан функциями, что и привело  к смешению этих образов.

Интересно отметить, что в с. Лака (союз сельских обществ «Дирчва») бытовала формула запугивания детей: «Кьамкьанис аба гъюру!» («Дедушка (отец) Кьамкьанис придет!»).

Примечательно, что в мифологических представлениях жителей с. Ляхля (союз сельских обществ «Сувак») сохранилась вера в трех добрых братьев джиннов — Кьамкьам, ТIамтIам, Самсам.

Интересные полевые этнографические данные об интересующих нас мифологических персонажах собраны со слов информаторов с. Кандик (союз сельских обществ «Дирчва») аспирантом Института ЯЛИ ДНЦ РАН Ю.М. Муртузалиевым. Им зафиксированы три персонажа — Кьамкьама дада, Кьамкьамиса аба, Кьамкьамиса баб. Согласно мифу, Кьамкьамиса аба и Кьамкьамиса баб в образах старика и старухи ходят по селам  и раздают людям огонь, выбивая его при помощи кремней («чахмах»). У табасаранцев того, кто давал огонь, называли Кьамкьамиса. Если в очаге остается один тлеющий уголек, его называют Кьамкьама дада.

Таким образом, анализируя представленную  в основном у южных табасаранцев информацию о мифологических персонажах Кьамкьам // Кьамкьама дада // Кьамкьамиса // Кьамкьамиса баб // Кьамкьамиса аба // Кьамкьанис аба, можно отметить масштаб их бытования (охвата), многообразие функций, гендерных ролей и ипостасей: в с. Ляхля Кьамкьам — локальный  (в рамках одного села) добрый джинн, явно местного происхождения; в с. Кандик Кьамкьама дада — божество, связанное  с культами огня и очага, а старик Кьамкьамис аба и старуха Кьамкьамиса баб — культурные герои, раздающие людям огонь; в с. Яргиль Кьамкьамиса баб — аграрное (локальное) божество; в с. Лака Кьамкьанис аба — злой демон, образ которого не идентифицируется.

Обращают на себя внимание и почтительные прибавления к основному имени — «дада»  («мать»), «баб» («мать», «бабушка»), «аба» («отец», «дедушка»).
При анализе и сопоставлении указанных теонимов у всех явственно выделяется основа — кьамкьам.

Учитывая отраслевое многообразие образов, ролей и функций, можно предположить существование первоначально единого мифологического образа женского пола, по типу Богиня-мать. С течением времени и в связи с процессами, происходившими в обществе, произошла переоценка роли божества: единый образ распался на ряд божеств (что привело к инверсии и трансформации гендерных ролей, функций и ипостасей), причем некоторые из них могли перейти в разряд демонов с отрицательной характеристикой, сохранившихся, например, в формулах обмана и запугивания детей. Возможно, также, что речь идет о божественной паре  супругов с самым широким кругом функций и полномочий (культурные герои, божества, связанные с культами огня и очага, аграрная сфера и т. д.).

Подводя итог, можно отметить, что изучение мифологических персонажей южных табасаранцев перспективно в плане воссоздания более полной картины пантеона и демонологии народов Дагестана.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»

  • Победители

    Легенда советской авиации 

    25 октября исполняется 100 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной...

    13

    2 дня назад

  • Победители

    «Армейские нервы» 

    Военные связисты страны 20 октября отметили 101-ю годовщину своего профессионального праздника. В современной...

    11

    2 дня назад

  • Прадедушка за рулём 

    День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта в России ежегодно отмечается в...

    139

    2 дня назад

  • Самая популярная услуга в России 

    Сегодня в России сфера таксомоторных перевозок является самой быстро растущей сферой рынка услуг в России....

    15

    2 дня назад

  • Отсюда всё начиналось 

    В Государственном архиве республики хранится Предписание от 15 октября 1810 года Главнокомандующего в Грузии и...

    13

    2 дня назад

  • На развалинах империи 

    25 октября 1991 года был опубликован президентский указ: «В целях обеспечения экономической основы...

    9

    2 дня назад