Мифологические персонажи южных табасаранцев
В мифологических представлениях табасаранцев важное место занимало аграрное божество нового сельскохозяйственного года Эбелцан, в честь которого в день весеннего равноденствия отмечали одноименный праздник. Непременным атрибутом божества был посох - «пятнистая палка» («цIару маргъ») из лещины. Животным, находившимся в подчинении Эбелцан, был медведь.
В некоторых селениях (Думуркиль, Ругуж, Ханаг) произошла контаминация образов Эбелцан и медведя. Эбелцан появлялась в новогоднюю ночь из очажной трубы («вход» из одного мира в другой») и оставляла гостинцы под подушкой у детей. Когда уставшие от беготни за день дети засыпали, взрослые мазали им сажей лицо, живот, спину. Утром удивленным детям говорили: «Ночью из дымохода приходила Эбелцан и лизнула вас языком». В с. Яргиль (союз сельских обществ «НитIрихъ») Эбелцан называли и по-другому — Кьамкьамиса баб. Возможно, Кьамкьамиса баб являлась также аграрным (локальным) божеством со сходными с Эбелцан функциями, что и привело к смешению этих образов.
Интересно отметить, что в с. Лака (союз сельских обществ «Дирчва») бытовала формула запугивания детей: «Кьамкьанис аба гъюру!» («Дедушка (отец) Кьамкьанис придет!»).
Примечательно, что в мифологических представлениях жителей с. Ляхля (союз сельских обществ «Сувак») сохранилась вера в трех добрых братьев джиннов — Кьамкьам, ТIамтIам, Самсам.
Интересные полевые этнографические данные об интересующих нас мифологических персонажах собраны со слов информаторов с. Кандик (союз сельских обществ «Дирчва») аспирантом Института ЯЛИ ДНЦ РАН Ю.М. Муртузалиевым. Им зафиксированы три персонажа — Кьамкьама дада, Кьамкьамиса аба, Кьамкьамиса баб. Согласно мифу, Кьамкьамиса аба и Кьамкьамиса баб в образах старика и старухи ходят по селам и раздают людям огонь, выбивая его при помощи кремней («чахмах»). У табасаранцев того, кто давал огонь, называли Кьамкьамиса. Если в очаге остается один тлеющий уголек, его называют Кьамкьама дада.
Таким образом, анализируя представленную в основном у южных табасаранцев информацию о мифологических персонажах Кьамкьам // Кьамкьама дада // Кьамкьамиса // Кьамкьамиса баб // Кьамкьамиса аба // Кьамкьанис аба, можно отметить масштаб их бытования (охвата), многообразие функций, гендерных ролей и ипостасей: в с. Ляхля Кьамкьам — локальный (в рамках одного села) добрый джинн, явно местного происхождения; в с. Кандик Кьамкьама дада — божество, связанное с культами огня и очага, а старик Кьамкьамис аба и старуха Кьамкьамиса баб — культурные герои, раздающие людям огонь; в с. Яргиль Кьамкьамиса баб — аграрное (локальное) божество; в с. Лака Кьамкьанис аба — злой демон, образ которого не идентифицируется.
Обращают на себя внимание и почтительные прибавления к основному имени — «дада» («мать»), «баб» («мать», «бабушка»), «аба» («отец», «дедушка»).
При анализе и сопоставлении указанных теонимов у всех явственно выделяется основа — кьамкьам.
Учитывая отраслевое многообразие образов, ролей и функций, можно предположить существование первоначально единого мифологического образа женского пола, по типу Богиня-мать. С течением времени и в связи с процессами, происходившими в обществе, произошла переоценка роли божества: единый образ распался на ряд божеств (что привело к инверсии и трансформации гендерных ролей, функций и ипостасей), причем некоторые из них могли перейти в разряд демонов с отрицательной характеристикой, сохранившихся, например, в формулах обмана и запугивания детей. Возможно, также, что речь идет о божественной паре супругов с самым широким кругом функций и полномочий (культурные герои, божества, связанные с культами огня и очага, аграрная сфера и т. д.).
Подводя итог, можно отметить, что изучение мифологических персонажей южных табасаранцев перспективно в плане воссоздания более полной картины пантеона и демонологии народов Дагестана.