Мой Гаджи
Научная общественность Дагестана и многонациональной России отмечает поистине замечательное 85-летие со дня рождения выдающегося литературоведа и культуролога, истинного патриота своей Родины и общественного деятеля Гаджи Гамзатовича Гамзатова.
В этот славный день мы все выражаем свою глубокую признательность к настоящему Человеку и Ученому.
Уже в самом начале своей научной деятельности Гаджи Гамзатов понял, что не бывает культуры местной, области периферийной, если культура, какой бы народ она ни представляла (большой или немногочисленный), устремлена к общезначимому, общечеловеческому уровню своего развития. И уже после первой же книги о Гамзате Цадасе научные труды Гаджи Гамзатова перешагнули границы родного Дагестана и заняли свое почетное место в дагестанской и северокавказской культурологии. Все научные работы замечательного ученого всегда верны по тональности многовековому опыту своего народа. А потому полет мыслей Гаджи Гамзатовича воссоздает удивительную гармонию целостного восприятия национально-художественной действительности. Смелость взгляда, независимость суждений, внутренняя убежденность – характерные черты научного почерка Гаджи Гамзатовича Гамзатова. Как крупнейший ученый и целеустремленный человек, он убедительно продемонстрировал каких успехов можно достичь самоотверженным трудом и искренним желанием принести на своем уровне пользу народам Дагестана и России.
Дагестан для Гаджи Гамзатовича – точка опоры, позволяющая ему постичь суть развития непреходящих народно-духовных ценностей. И эти духовные ценности, развернутые Гаджи Гамзатовым в их диалектическом движении как духовный ориентир, особенно необходимы нам в наше, мягко говоря, противоречивое время. Незабвенный Расул Гамзатов утверждал: «Дом- это символ родного очага; того кровного, что единит нас землей наших предков. Потеряв его, человек превращается в перекати-поле, лишается своих корней». Именно родной очаг, Родина, дом, родной язык – преемственно родовые живительные истоки творчества Гамзата Цадасы, Расула Гамзатова, Гаджи Гамзатова … И они же продолжение их поиска праведного пути в большой и противоречивый мир. Высокие нравственные ориентиры и научная глубина трудов Гаджи Гамзатовича заметно повлияли на осмысление и формирование единого дагестанского и северокавказского духовного пространства.
Если говорить обобщенно, то Гаджи Гамзатович во всех своих работах анализирует пути становления, формирования и развития дагестанских национальных литератур (культур) в контексте масштабных теоретических и историко-культурных проблем. Именно такой подход обеспечивает его статьям и монографиям неординарность и высокую значимость в разработке сложнейших вопросов современной науки. В своих работах Гаджи Гамзатов выявляет специфические и типологические закономерности эволюции художественного сознания в дагестанских литературах, корректируя при этом устоявшиеся и только складывающиеся точки зрения на движущие силы и направление историко-культурного процесса. Широта взглядов ученого позволяет ему рассматривать дагестанские (северокавказские) литературы не только в общероссийском, но и мировом (Восток-Запад) масштабах, причем в многообразных генетических, контактных и системно – структурных связях. Гаджи Гамзатовичу удалось найти и воплотить органичный синтез теоретического и историко-культурного постижения, противоречивого соотношения фольклорно-эпического и социально-актуального пластов национальной картины мира, преломленной каждым из рассматриваемых им художников слова в своей неповторимо-индивидуальной интерпретации.
А сейчас, особо и конкретно, несколько слов о самой важной для меня книге Гаджи Гамзатовича – «Дагестанский феномен возрождения». Именно она явилась для меня ключом к новому осмыслению – переосмыслению «Камбота и Ляцы» Али Шогенцукова. Это исследование Гаджи Гамзатовича представляет собой, пусть и острополемическую, но, на мой взгляд, плодотворно-оригинальную концепцию, раскрывающую новые грани постижения национального самосознания и самопознания дагестанских и северокавказских культур.
Преодолев проблемно-тематическую замкнутость подобного рода работ, вместе с тем отталкиваясь от уточненных ориентиров, Гаджи Гамзатов обозначил в монографии ряд крайне актуальных теоретических и историко-культурных вопросов постижения сути художественного функционирования дагестанской и северокавказской ментальности того времени как основы зарождения элементов ренессансного характера. Здесь прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что соотношение национального, регионального, общечеловеческого анализируются автором в контексте социокультурного дискурса. Автор свободно владеет культурологическим и литературоведческим арсеналом для постижения художественного опыта и национальных литератур, входящих в изучаемую типологическую общность.
Такой методологический принцип позволил ученому предложить свое видение трансформации художественного сознания от ее фольклорно-эпических основ до непреходящих особенностей их духовно-культурного звучания в XVIII–XIX веках, которое затем наследовалось и развивалось последующими поколениями. Особенно отчетливо это выражается в изучении генезиса, формирования, а значит и современного состояния литератур народов Дагестана.
Автору монографии «Дагестанский феномен Возрождения» удалось убедительно аргументировать преемственность различных периодов развития национально-художественного мышления и его специфику в общечеловеческом выражении. Для меня особенно важно то, что Гаджи Гамзатович проанализировал духовное наследие и исторический опыт дагестанских народов в весьма корректном и выверенном соотношении с идеями развития мировой литературы.
Гаджи Гамзатович уже давно мог бы гордиться своими необозримыми результатами в национальной науке, но и сегодня он остается в первых рядах действительно действующих российских академиков. И в своей неутомимости Гаджи Гамзатович остается образцом для подражания, следующих за ним поколений ученых. В годы торжества сомнений и отрицаний, вы надолго укрепляли наши мятущиеся души своим несуетным отношением к национальной науке. Мастер своего дела Гаджи Гамзатович остается прилежным учеником гор, зовущих к будущему Кавказа.
Вы всегда считали и считаете самым важным – это развитие науки, а потому я желаю бесконечного процветания гамзатовской литературоведческой школе.
И если у нас есть такие старшие, как Гаджи Гамзатов, наше будущее, надеюсь, предсказуемо.
После прочтения «Моего Дагестана» Расула Гамзатова я стал трепетнее относиться к истории своего народа. После знакомства с Гаджи Гамзатовым, быстро переросшее в почитание к нему, Дагестан навсегда стал Моим. А потому не считаю претенциозным, как может показаться, название этой статьи.
В столь знаменательный день мой Гаджи – старший брат и друг – Вас поздравляют Ваша Кабардино-Балкария и Мой многонациональный Дагестан.