13:00 | 18 июня, Пн

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

«Мою работу легкой не назовешь»

A- A+

В Махачкале с ее количеством машин и хаотичным, часто нарушающим правила ПДД движением, даже на легковой машине сложно ездить, не говоря уже о троллейбусе. Тем более бывает удивительно, когда такой махиной управляет хрупкая женщина и делает это виртуозно. Марипат Рашидова, работающая на маршруте №3, который начинается на Северной автостанции и заканчивается в Каспийске, рассказывает, как пришла в профессию, и поделилась секретами вождения.

– Как вы стали водителем троллейбуса?

– Мне с детства нравилось ездить на автобусах и еще больше на троллейбусах, но о том, чтобы самой водить эти большие машины, даже не задумывалась. Муж, дети, семейная круговерть – было вообще не до работы. Со временем дети подросли, и я пошла работать в школу. Однажды зашла к соседке Салихат на чай и пожаловалась на маленькую зарплату, она предложила стать водителем троллейбуса. Сама же Салихат в этой профессии уже 40 лет. Кстати, ее дочь тоже в это время решила пойти по стопам матери, и мы вдвоем пошли учиться.

– Сколько нужно учиться?

– Шесть месяцев. Два месяца – теория и четыре – практика. У меня права на вождение легкового транспорта были, но учиться все равно пришлось. Потом сдаешь экзамены в самом троллейбусном управлении, а затем в ГИБДД, как и на легковую машину.

– Я проехал с вами в качестве пассажира и заметил, что нет кондуктора. Значит, вам приходится еще и общаться с большим количеством людей, у которых разное настроение.

– Я открытый, позитивный человек, и эта часть работы дается мне легче, чем лавирование в пробках в центре города. Но легкой мою работу все равно не назовешь. Не люблю себя хвалить, но за десять лет работы никаких конфликтов с пассажирами не было. Бывает, что человек в очень плохом настроении, где-то недружелюбно выражает недовольство, но я держу себя в рамках. Часто бывает: бабушки ездят за покупками и им просто в силу возраста, здоровья тяжело передвигаться, и я помогаю с посадкой или высадкой. Это вознаграждается благодарностью. Если меня долго нет на маршруте, отпуск или больничный, потом они меня с радостью встречают, интересуются делами. Очень приятно бывает. Можно с уверенностью сказать, что я люблю свою профессию. По-другому здесь работать невозможно. В моей группе, когда я начала учиться, было 19 человек. Часть отсеялась еще до окончания обучения, часть ушла в процессе работы, и на сегодня остались я и еще одна девушка.

– А как складываются ваши отношения с другими участниками движения?

– По-разному. Часто уступают дорогу, то ли потому, что я женщина, то ли потому что моя машина во много раз больше (улыбается). Но и я не создаю аварийных ситуаций, веду себя вежливо на дороге. Когда ты пропускаешь другого водителя, самой приятно бывает, а если человек еще и поблагодарил, помигав фарами, настроение улучшается. За десять лет работы была только одна мелкая авария с моим участием. Думаю, это хорошее подтверждение, что мое поведение на дороге верное. Больше всего проблем доставляли маршрутки. Они могли резко тормозить, подрезать, подолгу высаживать в неположенных местах пассажиров, в общем ездили, как хотели. ГИБДД наконец взялась за эту ситуацию, и пока успешно. Сейчас, как вы знаете, они останавливаются только на остановках. Конечно, появилась другая проблема, теперь на остановках бывают заторы, но это в разы лучше, чем тот хаос, который творился раньше. Кроме того, ужесточение контроля привело к небольшому увеличению пассажиров. Мы не останавливались в неположенных местах, а теперь все пассажиры собираются на остановках и чаще выбирают наш транспорт.

– Вы все время на этом маршруте?

– Работала на шестом, восьмом, двенадцатом маршрутах, а как только открыли этот, перевели на него. Больше всего мне запомнился шестой. Может, потому, что он был первым. А сейчас очень нравится третий. Он делится на три части: от Северной автостанции до Редукторного сложный участок, потом до Издательства – средний, а старая Каспийская трасса и сам Каспийск – самый спокойный отрезок.

– В вашем коллективе много женщин работает?

– Больше половины. Причем есть династии. У соседки Салихат, благодаря которой я и пришла в эту профессию, трое дочерей работали водителями троллейбуса. Первое время коллеги думали, что я ее четвертая дочь.

– Почему так сложилось, что в автобусах часто водителями работают мужчины, а на троллейбусах женщины, хотя габариты одни и те же?

– Там три педали, а у нас две (смеется). Я не могу объяснить, хотя этот вопрос слышала часто. Видимо, есть в троллейбусе что-то притягательное для женщин. Я, если честно, близко не знакома со спецификой вождения автобуса, но если в троллейбусе на маршруте случается серьезная поломка, мы не должны самостоятельно пытаться исправлять ее. Этим занимается специальная аварийная группа.

– Какой у вас график работы?

– С раннего утра и до вечера. Два дня работаю, два отдыхаю. Некоторые выбирают день через день. Лично мне такой график нравится, хотя за два рабочих дня и устаешь сильно.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Другие тэги

Статьи по тегам

  • За «рогатого» ответишь 

    На территории МУП «Махачкалинское троллейбусное управление», куда я приехал накануне «Дня рождения...

    48

    9:42  13.04.18

  • Троллейбус придумал Siemens 

    Очень часто дети, когда видят троллейбус, спрашивают: «А что это за автобус с рожками?». Так давайте выясним,...

    37

    9:39  13.04.18

  • Не женское это дело? 

    Путь женщин к равноправию был долгим и тернистым. Мужчины упорно не хотели социального равенства,...

    12

    9:36  23.03.18

  • Вязаное сердце 

    Дома у Елены Магамдалиевой (на снимке) круглый год цветущий сад. При том, что капризные орхидеи, нежные...

    98

    9:03  23.03.18

  • Нарды с «огоньком» 

    Уникальные изделия из дерева создает махачкалинский мастер Дмитрий Смирнов (на снимке).

    209

    9:22  16.02.18

  • Друзья зовут его шутником 

    В конце длинной улочки мы поворачиваем налево. В закоулках, словно изолированный от внешнего мира, притаился...

    373

    9:50  26.01.18

Статьи из рубрики «Общество»

  • Во имя Творца 

    Наступает один из главных для мусульман праздников – Ураза-байрам. Не сомневаюсь, что для старшего...

    28

    4 дня назад

  • Делать работу на совесть  

    Этот праздник можно считать общенародным. Ведь именно представители этой гуманной профессии сопровождают...

    8

    4 дня назад

  • Туризм

    Сюда хочется возвращаться 

    «Меня одолевает сильное желание сдать свои билеты на самолет и остаться еще хотя бы на недельку. За это время...

    53

    4 дня назад

  • Сыщик по имени Руслан 

    Наш коллега, обозреватель «Молодежки» Альберт Мехтиханов (на снимке) решил попробовать себя в новом...

    22

    4 дня назад

  • Спецприз от ГТРК «Дагестан» 

    Конкурс юных чтецов «Живая классика» – самый масштабный детский литературный проект в России. За несколько...

    10

    4 дня назад

  • Страна гор

    Мемориал Хаджи-Мурата 

    Хунзахское плато – удивительное место! Оно расположено в центральной части Дагестана, возвышаясь над...

    65

    4 дня назад