Купить PDF-версию
10:56 | 29 марта, Пт
Махачкала
X

Моя Махачкала – столица синих гор

Моя Махачкала - мое село, моя страна, мой центр мира с самыми шумными улочками, темными ночами, алмазным небом в 51 карат. Только мой и больше ничейный маяк, открывающийся с балкона когда-то прочного дома. Были еще тутовые деревья, кусты сирени в каждом дворе и мои 90-е в розовых сандаликах.

Вздыхает моя столица. Задыхается история в переулках новой Махачкалы. Скоро у моей столицы день рождения. 160 лет – юный возраст. Что может подарить ей журналист? Для начала прошу у нее прощения за тех, кто кричит, что ты уродина. Не верь. Просто не нашелся на тебя профессиональный пластический хирург. Уж потерпи.

Стыдно признаться, но я многого о тебе не знаю. Было достаточно, что мы есть друг у друга. В путешествие во времени отправляюсь от Кумыкского театра. А ты не молчи, подсказывай. — Вначале было военное укрепление Петровское. А в 1857 году ему присвоен статус города, — рассказывает гид Яна Мартиросова. — В 20-30х годах 20 века появились беглые от кровной мести горцы. И это только одна из причин, почему люди стали спускаться с гор.

На уроках истории рассказывают, что в XX веке город становится крупным торговым и промышленным центром. В 1892 году железная дорога соединила Владикавказ и Баку. Началась эпидемия заболевания болотной лихорадкой. Болезнь унесла много жизней. По данным санитарно-исполнительной комиссии, причина тому — разрыхление почв при прокладке железной дороги от Петровска до Дербента. В том же году холерой заболели 315 человек. Говорят, что ее завезли бакинские рабочие.

Историки пишут, что на территории современной Махачкалы в X веке пролегал так называемый Дагестанский коридор, через который шли торговые караваны. О нем мечтали персы, арабы и… гунны. … Главная городская улица исторической Махачкалы трижды меняла название. Вначале – Купеческая, затем — Барятинская, сегодня Буйнакского. История старого города начинается именно отсюда. А первой – первой жилой – улицей была сегодняшняя Амирханова. Мы, обитатели, упрямо зовем ее по старинке — Маячной. Наши низенькие окна сотрясал ненавистный сигнал мусорного КамАЗа — обязательный по пятницам в семь утра. То еще было время!

У старожилов сложный характер, как и у старых зданий. Вот «плывет» же до сих пор знаменитый дом-корабль на Буйнакского, 28. Построен в 1901 году. А строил его, согласно романтическим преданиям жильцов некий капитан дальнего плавания, курсирующий между Петровском и Персией. Он был настолько привязан к морю, что захотелось ему иметь дом, очень похожий на корабль, чтобы и на суше наслаждаться мыслями о море, а в море — о доме. Долго радоваться жилищу не пришлось: в 1917 году пришла революция, дом конфисковали, а хозяина выслали на родину. Поговаривают, что новая жизнь дома началась с заселения в него представителей силовых ведомств, другие говорят, мол, из «корабля» сделали гостиницу для моряков. Сегодня он поделен на маленькие квартирки, двор заполнен пристройками. Трудно представить, каким он был 116 лет назад. Но как бы там ни было, спасибо за памятник городской архитектуры.

Мало кто знает, что нынешний кинотеатр «Дружба» переименовывали трижды. Когда-то в «Шарке» крутили немое кино, в «Темп» ходили все махачкалинцы — от мала до велика. Сегодня ходим мы. Второй по популярности кинотеатр «Комсомолец» находился в сегодняшнем кукольном театре. А в годы Великой Отечественной войны он служил госпиталем. Соседка Наида Расуловна, рассказывает, что центральная площадь тоже претерпевала перемены. В честь собора Александра Невского, открытого в 1891 году, она величалась Соборной. Храм вмещал почти тысячу человек. Его окружала не совсем обычная даже для XXI века ограда, «сотканная» из ружей, любезно списанных военным ведомством.

Говорят, что это был архитектурный центр города. На колокольню, как и на маяк, возлагалась важная миссия ориентира для морских судов. Здесь же организовали рынок. Продавали все: от ширпотреба до оружия. И просуществовал он долгое время. И надо сказать, что практически каждый житель хотя бы раз что-то да продал. Особенно в голодные годы, когда приходилось обменивать все нажитое имущество на пропитание.

Перебираю пожелтевшие снимки из старого семейного альбома. Можно предположить, что город, не считая военных лет, находился во власти покоя. Отнюдь. Были у нас и свои заговорщики, и Павликов хватало. Революционные кружки доставляли массу неудобств буржуям. Частенько пикетировали рабочие предприятий.

А в 30-е годы центральный собор и еще несколько значимых сооружений закрыли, переоборудовали. А в 50-е годы и вовсе снесли.

Рядом с Домом Правительства все еще стоит старое здание. Сегодня это обновленный «Ростелеком». Изначально был Главпочтамт, телеграф и переговорный пункт. Кстати, это один из четырех домов в Махачкале, отстроенных в стиле «сталинского конструктивизма», столь распространенного в 30-е годы.

Пожалуй, самое красивое сооружение конца XIX века – Дом с атлантами, который прозвали губернаторским. Как ни пытайся, а сложно вообразить, что утраченная Махачкала состояла всего-навсего из четырех улиц! И все! Барятинская, Садовая, Соборная и Инженерная, где в основном жили знать, купцы, офицеры. Дальше — ничего!

Все сведения о промышленной жизни города хранятся в Центральном республиканском архиве. Итак, книга времен — «Обзор Дагестанской области за 1899 год». Самым крупным предприятием была бумагопрядильная фабрика товарищества «Каспийская мануфактура». С восточного берега Каспия перевозили хлопок. Закупили новейшее английское оборудование. Дела пошли в гору, спрос рос. В 1914 году построили и небольшой нефтеперегонный завод. Здесь уже проживали более 24 тысяч человек. По экономическим показателям город шел впереди остальных городов Дагестана. В 1970 году землетрясение разрушило столицу, но сплотило народы. 29 республик, краев и областей помогали нам строить дома, больницы, школы… И кажется, что они — пусть и очень дальняя, но все же родня. Вот такая история.

С днем рождения, моя дорогая столица!

Статьи из «Махачкале – 160 лет»