Мусульманский ренессанс
В одном из научных трудов востоковед, академик Российской академии наук Игнатий Юлианович Крачковский писал: «Десятый век (I V в. хиджры) – эпоха окончательного распада халифата, но в то же время эпоха высшего расцвета арабской культуры – «Ренессанс ислама».
В эту эпоху существовал обычай завещать свои книги мечетям, и каждая имела свою библиотеку. Но не только в мечетях хранились книги. Собирали их власть имущие и гордились своими библиотеками. Повелители исламских государств были страстными книголюбами. Они имели во всех странах Востока агентов, которые скупали рукописи трудов ученых и писателей (катибов), не дожидаясь переплетов.
Известный богослов Ас-Сахиб в 365 году хиджры отклонил предложение стать советником правителя Каира. Он сослался на трудности переезда, так как ТОЛЬКО книг у него было 400 верблюжьих вьюков. Источники сообщают, что некий иракский земледелец израсходовал на свою библиотеку 300 тысяч золотых дирхемов. А у мятежного сына багдадского халифа при аресте конфисковали 17 тысяч переплетенных книг.
Примерно в середине третьего века хиджры один из арабских вельмож выстроил в своем имении хранилище книг, которое назвал ХИЗАНАТ ал-ХИКМА (сокровищница мудрости). Сюда толпами приходили люди, чтобы заниматься там, причем содержались они за счет хозяина библиотеки.
А самой изысканной библиофильской роскошью у арабов считались рукописи, выходившие из-под пера знаменитых переписчиков ( асл мансуб).
Вместе с библиотеками в то столетие возникла новая форма научных учреждений, где хранение книг сочеталось с обучением. Кади персидского города Нишапур Ибн Хиббан завещал городу свой дом с библиотекой и жилыми помещениями для приезжих ученых и стипендии для содержания алимов и их учеников (талибов). Это была первая восточная академия. В Египте также учреждались подобные учебные заведения на благотворительных началах. Везир Ибн Киллис держал свою частную академию, источники сообщают, что ежемесячно он тратил на содержание ученых переписчиков, переплетчиков и талибов 1000 золотых динаров.