Сетевое издание «Дагестанская правда»

00:00 | 24 января, Вс

Махачкала

Weather Icon

«Мы — потомки узденей»

A- A+

Так называется статья Керимхана Умаханова, председателя ДРОО «Уздени Дагестана», опубликованная на страницах газеты «Дагестанская правда» от 20 июня 2013 г., в которой говорится: «Дагестан является древнейшим на территории Российской Федерации государственным образованием, международное признание которого датируется 567 г. Так что через 4 года мы имеем все основания отмечать 1450 лет нашей общедагестанской государственности».

Далее говорится об общедагестанском государстве — шамхальстве. Из какого источника взята эта дата? Кем она выдумана? И когда шамхальство было общедагестанским государством? С такими и подобными вопросами обращаются ко мне многие читатели и просят разъяснения.

Во-первых, единого дагестанского государства в прошлом не было, но Дагестан был целым регионом, который состоял из отдельных суверенных (независимых) земель.

Теперь о том, как и когда возникло первое государство на территории Дагестана. Это длительный процесс исторического развития.

На нынешнем этапе дагестанская историческая наука достигла значительных успехов: выявлены археологические памятники древнейших периодов, доказано беспрерывное развитие дагестанского общества. По мнению археологов, во втором тысячелетии до н. э. оно находилось на пороге цивилизации, т.е. классообразования. Но в силу некоторых внешнеполитических факторов, в частности, вследствие вторжений ирано-язычных племен, на этом этапе процесс возникновения государства затянулся еще на тысячелетия.

Социально-экономическое развитие дагестанского общества к середине первого тыс. до н. э. шло такими темпами, что возникновение классов и государства стало неизбежным. Таким государством была Кавказская Албания, в состав которой входила значительная территория Дагестана. По данным античного автора Страбона, в Кавказскую Албанию входило до 26 племен. В древнеармянских источниках содержатся сведения о тех территориальных единицах, которые входили в Албанию. Границы этого государства были нестабильными. В зависимости от внутренней обстановки и внешнеполитического положения на Кавказе границы менялись.

В первых веках н. э. в результате внутренних социально-экономических, а также внешнеполитических факторов Кавказская Албания распалась. И на территории Дагестана в разные этапы возникли самостоятельные владения, которые стали называться по имени живших там отдельных албанских племен. Об этих владениях сообщают средневековые авторы. Это — Лакз, Маскат, Дербент с прилегающей территорией, Табасаран, Кайтаг, Джидан, Гумик, Туман, Зерихгеран, Серир, Бет-Даду и др. В Х-XIV вв. процесс образования и укрепления феодальных владений продолжается — это Дербентский эмират, Табасаранское майсумство, Кайтагское уцмийство, Аварское нуцальство, Газикумухское шамхальство, на базе которого в последствии возникли — Тарковское шамхальство, Казикумухское ханство, Эндиреевское, Аксаевское, Кастековское, Кумторкалинское, Кафыр-кумухское, Кака-Шуринское, Эрпелинское, Карабудахкентское, Буйнакское, Цахурское и другие владения. Правителями этих владений были шамхал, нуцал, эмир, уцмий, майсум, султан, хан. Шамхал никогда не контролировал весь Дагестан.

В источниках отсутствуют также сведения о датах возникновения того или иного владения. Власть правителей была наследственной. Они имели центры, где наказывали виновных, издавали законы, регулировали взаимоотношения джамаатов, отдельных лиц, решали земельные споры, накладывали штрафы, заключали мир и объявляли войну. В период иноземной опасности собирали и становились во главе ополчения. Словом, они выполняли функции государственного управления. Феодальные владетели являлись крупными собственниками, они владели зимними и летними пастбищами, им принадлежали стада крупного и мелкого рогатого скота. Кроме того, в их личном владении находились земельные, лесные угодья, сады и т.д. Значительную доходную статью их составляли подати и повинности с подвластного населения, пошлины с провозимых через владение товаров, штрафы, налагаемые на население. Итак, по единому типу была построена политическая организация множества отдельных суверенных владений. Власть в них была однотипной.

Наряду с этими феодальными владениями значительную территорию Дагестана занимали союзы сельских общин, представлявшие собой независимые или состоящие в разной степени зависимости от феодальных владений объединения, группировавшиеся вокруг экономически крепких в военном отношении крупных и сильных обществ (джамаатов). Жители этих обществ — джамаатов считались узденями — лично свободными крестьянами. Зарождение сельских общин в Дагестане относится к глубокой древности. Уже в эпоху бронзы, когда на территории Дагестана возникли племенные объединения, происходит образование первых союзов сельских общин. Они прошли длительный путь исторического развития. Самоуправляемые ранние демократии существовали во многих странах — Передней Азии, Древней Греции и др. Союзов сельских общин в Дагестане насчитывалось несколько десятков, наиболее значительные и известные из них — это Акуша — Дарго, Ункратль, Гидатль, Андалал, Карах, Койсубу (Хиндалал), Ахты-пара, Докуз-пара, Цудахар, Мекеги, Каба-Дарго, Сюрга, Муги, Усиша, Дювек-Елеми, Калук, Нитриг и др. Союзы сельских общин представляли собой своеобразные территориально-политические объединения.

Главными административно-должностными лицами в союзах были общие джамаатские старшины и кадии, которые возглавляли общественно-политическую и хозяйственную жизнь союза. Сельская верхушка являлась господствующей силой в экономической и политической жизни сельских обществ. Федерации союзов сельских общин управлялись административными органами селения одного из союзов или нескольких сёл, входивших в разные союзы, советами глав союзов, а также сходами их представителей. Верхушка союза сельских общин регулировала связи с соседними союзами, владениями, странами. Союзы сельских общин имели организованные военные силы. Отдельные союзы выставляли при необходимости 10-20 тыс. ополченцев.

Каждый из союзов сельских общин представлял политически суверенное образование, одновременно этнокультурный регион.

Изложенный материал опровергает ошибочные суждения К. Умаханова о возникновении государства народов Дагестана в 567 г.

У народов Дагестана было традиционное геополитическое единство, но оно не сопровождалось единой политической организацией, имеющей какой-либо центр, за исключением периода Кавказской Албании.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»