Сетевое издание «Дагестанская правда»

22:00 | 04 марта, Чт

Махачкала

Weather Icon

Мы в долгу перед историей Дагестана

A- A+

Наверное, я не открою большую истину, но повторю: в основе единства и стабильности любого современного общества лежит солидарность его граждан, а в основе этой солидарности - знание и сохранение народом собственной истории.

Глава Дагестана М.М. Магомедов в одном из интервью («Дагестанская правда» 25 декабря 2010) сказал: «Будем возрождать знание нашей истории, традиции, культуру, наши общедагестанские ценности». Будучи основой национально-государственной идентичности, историческое сознание может быть как источником силы, так и источником слабости. Вместе с этим исторический опыт учит, что историческое сознание — деликатная сфера и в обращении с ним нужно быть осторожным.

Каждый народ вносит свой неповторимый вклад в историю человечества, что особенно становится очевидным по мере нарастания интеграционных мировых процессов. Каждый народ, удобряя почву цивилизации своим разумом, знаниями, опытом, своим трудом, наконец своими жизнями, создает общий мировой цивилизационный фон, на котором развивается и совершенствуется весь человеческий род.

В этом отношении не являются исключением дагестанские народы. Жизненно необходимо, чтобы народ понимал свою историческую преемственность в потоке чередующихся времен, из чувства этого и вызревает главный гормон общественного бытия — вера в свое национальное бессмертие.
Касаясь вопроса, что может дать история обществу, следует отметить, что история не принадлежит к наукам, способным дать прямой производственный эффект.

Но вот что важно: в наше неспокойное время люди могут успешно справляться с различными проблемами внешнего и внутреннего характера, когда они вместе и осознают себя единым народом и когда понимают, что их народ имеет богатое прошлое. В этом и состоит значение изучения исторического прошлого.

Да, были ошибки и драматические моменты в нашей истории, но позитивного и героического было намного больше, чем негатива. Но обратите внимание: ни одна страна, кроме нас, не строит свою современную жизнь на основе критики прошлого.

Наукой и практикой давно доказано, что обучать ребенка на первых порах следует родной истории. Поэтому с научно-методической точки зрения в школах, затем в средних специальных и высших учебных заведениях важно обстоятельное преподавание истории Дагестана. «Можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком; но не любить историю может только человек неразвитый умственно», — утверждал Н.Г. Чернышевский.

Мы справедливо говорим сейчас о новом прочтении теоретического наследия прошлого. Не только прошлое помогает лучше понять настоящее и будущее, но и настоящее помогает глубже осмыслить исторический процесс.

Ныне, в конце второго — начале третьего тысячелетия, формируются демократические ценности взамен политики деидеологизации, которая претендовала на господство в обществе в период перестроечных реформ. Другими словами, реальная потребность в новой идеологии, в национальной идее ощущается тем острее, чем нагляднее становится распад культуры, морали, экономики. Искомая национальная идея должна быть в первую очередь идеей консолидации, собирания, объединения на основе укрепления федеративной российской государственности. В этой связи очень важное значение имеет формирование исторического сознания населения.

Никто не выбирает своего прошлого — ни отдельный человек, ни целое общество; знание этого прошлого — такое же неустранимое условие жизни во всех ее проявлениях, как все ее остальные — материальные и другие факторы. Память о прошлом — тот исторический фундамент, без опоры на который не могут обойтись ни одно общество, ни одна эпоха.

Не менее значимо прошлое в связи с попыткой общества в каждом случае определять, куда оно идет или куда ему следует двигаться. Определить эту перспективу, не оглядываясь на пройденный путь, невозможно. По словам историка В.О. Ключевского, история — это фонарь, обращенный в прошлое для того, чтобы заглянуть в будущее.

Несистемность изучения истории Дагестана, сокращение часов на нее в пользу других непрерывно возникающих дисциплин, считаю, ведут к историческому нигилизму и просто к невежеству. Между тем история Дагестана делает явной, зримой связь локальной, региональной истории с историей Отечества, с событиями всемирного масштаба.

Огромна роль истории в формировании межэтнической толерантности. Неслучайно в рекомендациях Совета Европы среди целей преподавания наряду с другими положениями указывается необходимость рассматривать изу­чение региональной истории как решающий фактор в примирении, признании, понимании и взаимном доверии между народами.

В Обращении III Съезда народов Дагестана говорится: «Дагестанцы никогда не пойдут путем отрицания своей истории, культуры, вековых традиций дружбы с русскими и другими народами нашей страны».

Наше прошлое ждет от нас мудрости и понимания. Мы в долгу перед ним. При бережном и сочувственном обращении оно способно рассказать о нас самих очень много и, главное, дать надежные ориентиры для будущего.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»