На повестке – национальный вопрос
Конгресс народов России «Общая судьба, единая Россия, один народ», состоявшийся в Махачкале в середине октября и посвященный двухсотлетию вхождения в состав России, стал заметным событием в общественной жизни не только Дагестана. Его участники – представители политической и культурной элиты из многих российских регионов, обсудили вопросы межнациональных и межконфессиональных конфликтов и пути решения накопившихся проблем.
Главный вывод, к которому пришли участники конгресса, – национальный вопрос требует особого подхода и внимания. И значительную роль в реализации государственной национальной политики играют совершенствование законодательства, выработка норм и правил, в соответствии с которыми в рамках Конституции РФ реализуются неотъемлемые этнокультурные права и потребности.
По словам председателя Комитета по делам национальностей Государственной Думы Гаджимета Сафаралиева, существует еще одно важное обстоятельство, определяющее сложность в выработке и реализации государственной национальной политики. Субъекты Российской Федерации существенно отличаются по своим характеристикам, обладают разными ресурсами, экономическими, демографическими, культурно-историческими особенностями. Сегодня на федеральном уровне нет отдельной структуры, которая вплотную занималась бы только вопросами национальной политики. Нет четкой системы в этой важной работе и в регионах.
Между тем, по утверждению ряда экспертов, государственная национальная политика, особенно в таком многонациональном и многоконфессиональном регионе, как Северный Кавказ, не может быть реализована без координирующего органа деятельности этнополитических проблем регионов и страны в целом. Отсутствие системного мониторинга этнополитической ситуации в субъектах РФ бумерангом отражается как на проблемах межэтнических конфликтов, так и на создании атмосферы мира и согласия в нашем регионе.
На Северном Кавказе проблемы межэтнического развития и взаимодействия приобрели в период социальных трансформаций наиболее конфронтационный характер. Оценивая этнополитические процессы в регионе, глава Дагестана подчеркивает, что за сравнительно короткий исторический период, совпавший с радикальными российскими трансформациями, народы региона пережили немало трагических моментов. Соответственно Северный Кавказ сконцентрировал в себе целые пласты исторически накопившихся проблем-страхов, обид и новых претензий.
Тем не менее опыт Дагестана в национальной политике уникален тем, что в нем главенствующее значение отводится, во-первых, не одному какому-то исходному принципу, а совокупности общезначимых принципов, понятных гражданам республики и проверенных на их историческом опыте, – это толерантность, мир, лояльность, осознание принадлежности к общему делу.
Принцип конструктивного сотрудничества является гарантом национальной политики Республики Дагестан. При этом выработалась важнейшая традиция-иммунитет против межэтнических конфликтов. Исследователи твердо заявляют о самых разных факторах, препятствующих национализму в Дагестане и обуславливающих межэтническую толерантность как основу ценностных ориентиров в политической жизни республики. Выделяется даже такой фактор, как удачное название республики, не связанное с названием какого-либо одного этноса. Это — географическое название, поэтому оно не вызывает отторжения в полиэтнической республике. Данный фактор играет существенную роль в формировании гражданской идентичности и препятствует этническому национализму.
Блокировать межнациональные конфликты нужно на местах, а местные власти предпочитают кабинетную работу, причем часто до них «не достучаться», раскритиковал чиновников Владимир Путин совсем недавно на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям в Уфе.
По мнению экспертов, нередко столкновения возникают на бытовой почве. И если в них оказались втянуты люди разных национальностей, то экстремистские радикальные объединения сразу начинают нагнетать межэтническую напряженность. А СМИ и интернет-сообщество подхватывают и тиражируют раскрученную «национальную» версию. И тем самым сознательно или просто по глупости, в силу низкой профессиональной квалификации еще больше усугубляют ситуацию.
Совсем недавно Президент РФ подписал специальный закон, определив полномочия и ответственность местных властей за межнациональные конфликты, вплоть до отправки в отставку руководителей, которые не смогли предотвратить конфликт.
Конгресс в Махачкале еще раз напомнил о многих серьезных проблемах межнационального характера, связанных больше с экономическими трудностями. Безусловно, рекомендации, принятые участниками форума, сыграют важную роль в укреплении межнациональных отношений в стране.