Купить PDF-версию
15:44 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
09:18 04.05.2018

На пустом месте

– Протекает, что ли? – Ничего, это нормально. Какой бы герметичной ни была «оболочка», все равно со временем гидрокостюм изнашивается, а вода, как известно, всегда найдет себе дорогу.

– Старшина водолазной станции СМУ-5, начальник участка подводно-технических работ Магомедамин Магомедов привык подолгу находиться под водой (личный рекорд – шесть часов), но в этот раз он погрузился на несколько секунд и тут же поднялся на палубу – все ради одного постановочного снимка.

– Вы уж извините, вчера у меня не получалось никак, загружен сильно, – оправдываюсь я.

– Все нормально, не переживайте. Тем более с утра было ненастно. Сегодня-то грех на погоду жаловаться – плюс на термометре.

– Для нас погода хорошая, когда ветра нет, – отвечает Магомедамин.

А в этот день на море наблюдалось сильное волнение.

Он отучился на водолаза еще на «срочке» в армии, а после увольнения устроился в портовскую подводно-техническую службу. Спустя время волею судьбы оказался в СМУ-5, где по сей день и трудится. Выполняет водолазные работы любой сложности, начиная от простого обследования подводной части судов и заканчивая подводной сваркой-резкой. Максимальная глубина, на которую опускался, – 35 метров. Было это на озере Кезенойам, расположенном на границе Веденского района Чеченской Республики и Ботлихского района Дагестана. На Каспии же при погружении прибор показывает, как правило, 10-12 метров.

Наше море, по его словам, отличается от других тем, что оно постоянно штормит, и видимость по этой причине плохая. Очень часто приходится работать на ощупь, вслепую.

– А на Кезенойам, – вспоминает он, – при шикарной видимости, после того, как достиг глубины 9 метров и стал опускаться ниже (мы искали скатившийся в озеро на высокой скорости внедорожник), образовались пелена тумана и термоклин – резкий температурный скачок. Было очень холодно. Да, и еще там практически отсутствовала живность – на глаза попался только один окунь.

– Профессия водолаза считается опасной, но интересной, – продолжает Магомедамин. – Непредвиденные ситуации?

Когда ты под водой, их по определению быть не должно, ведь в данном случае мы говорим о нарушении техники безопасности. В моей практике, слава Богу, каких-то инцидентов, которые бы несли риск жизни и здоровью, не случалось, но бывало такое, что, выполняя работы зимой, при низких температурах, снаряжение замерзало. Такие моменты нужно чувствовать, и если появились сомнения, непременно выходить на поверхность.

Мы беседуем на борту корабля СЧС-1060, построенного в 1992 году. Вообще-то он рыболовный, но переделан, что называется, «под себя». На безопасность и эксплуатационные качества это не повлияло: грузоподъемность осталась прежней – около 50 тонн, на таком не страшно и в океан выйти.

В носовой части судна качка ощущается меньше, а в каютах почти всегда прохладно.

Матрос Марат Магомедрагимов поясняет, что нижняя часть «посудины» примерно на уровне метра находится под водой. Потому и свежо. Помимо кают здесь санузел и душевая.

Гаджи Касумов, заместитель генерального директора СМУ-5, рассказывает, что участок подводно-технических работ был организован в 2011 году по инициативе руководителя Фридуна Шахпазова в рамках мероприятий по реконструкции очистных сооружений Махачкалы. Перед водолазами стояла задача – заняться устройством глубоководного выпуска. Речь идет о трубе диаметром 1,5 метра, которая укладывается в траншее по дну моря. Общая ее протяженность должна была составлять порядка 2 км, и очищенная вода прямиком сбрасывалась бы в море.

Сам участок создавался практически на пустом месте: были привлечены специалисты из Москвы, знающие эту работу, набрана команда водолазов в количестве 8 человек, которые прошли обучение и получили соответствующую квалификацию в Воронежской водолазной школе.

Но, к сожалению, получилось так, что работы по строительству очистных сооружений из-за проблем с финансированием резко приостановили, и последние два года мы не при делах, а участок – единственный на всем побережье Каспия, проводящий такого рода мероприятия, – не востребован, хотя очистных сооружений сегодня нет в Дербенте, Даг­Огнях, Избербаше. Те, что есть в Каспийске, при нынешних темпах строительства попросту не справляются со своими функциями, они морально устарели. Их нужно расширять, продолжать делать новые выпуски, которые завершены только на треть.

– У нас было намерение безвозмездно, в подарок республике и городу, возродить яхтенный клуб, мы планировали проводить научные экспедиции, чтобы по максимуму использовать морской потенциал Дагестана, но тут все опять же упирается в финансы. Выход в море одного судна обходится в среднем в 50 тысяч рублей: деньги идут на портовые, канальные сборы, ГСМ, содержание команды, – делится о насущном Гаджи Касумов. – Но мы не сидим сложа руки, какие-то работы здесь все равно ведутся, пусть и не в том объеме, в котором бы хотелось. Вырученные средства, конечно, не покрывают и половины всех расходов.

Содержать такой участок, специалистов, технику (три буксирных катера, плавплощадки, маломерные суда и т.д.) – удовольствие не из дешевых. Однако эти ребята не унывают, потому что любят свою работу, любят море. Ну и экстрим.

Статьи из «Общество»

ДОСААФ ожидает реорганизация

10
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

7
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

5
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

11
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

5
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

45
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

13
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

117
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

13
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

41
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

36
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...