Купить PDF-версию
16:51 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
13:40 09.08.2019

Национальная интеллигенция и проблемы дагестанской культуры

Шайдабег Мирзоев, заслуженный деятель науки РД, почетный работник высшего профессионального образования РФ, отличник народного просвещения РФ, профессор Даггоспедуниверситета
88

Дагестан является регионом распространения уникальной многонациональной культуры. Творцом, носителем и распространителем ее выступают около 40 национальностей. Дагестанская культура на протяжении веков развивалась в тесном взаимодействии с другими культурами. Сегодня в республике живут свыше 150 тысяч русских, более 6 тысяч украинцев, чуть меньше белорусов, около 5 тысяч армян, столько же грузин и т.д. На земле Дагестана можно услышать речь более ста национальностей.

Люди, к какой бы национальности ни относились, в Дагестане чувствуют себя как коренные жители. Нет разницы, какой народ первым стал жить здесь, а какой поселился в недавнем прошлом. Главное — бескорыстное отношение к Дагестану на благо всех народов, живущих в республике. Мало пользы от коренного жителя, который является стяжателем, искаженно понимает место человека в многонациональном обществе, забывает традиционные народные нормы и правила благородного, благочестивого человеческого общежития, занимается чинопочитанием, преклонением перед более состоятельными.

Мало пользы от тех, кто на каждом шагу игнорирует духовно-нравственные и интеллектуальные ценности общества, «прилипает» к казнокрадам, слепо подражает чуждым нормальному человеку, выдуманным нормам межличностных и межнациональных отношений. И трижды коренным является тот, кто хоть и живет в Дагестане год-другой, но отдает свои силы и талант созиданию и процветанию республики, достижению достойной жизни ее народов. Так ценили людей, так отмечали человеческое и национальное достоинство наши деды и отцы. Так должны поступать и мы.

Что для этого нужно? На наш взгляд, прежде всего необходимо всесторонне осмыслить потенциальные духовно-нравственные возможности, средства, формы и методы, исторически заложенные в культурном наследии дагестанских народов, сделать их непременным предметом образования и воспитания нынешних и грядущих поколений, внутренней потребностью и безусловным достоянием ума и поведения каждого гражданина республики.

Задача, замечу, нелегкая, но выполнимая. Ключевым направлением решения этой архиважной задачи непременно должны стать максимально продуманное преподавание и осмысление в школах республики предмета «Культура и традиции народов Дагестана».

Суть проблемы в том, что демографические и экономические перемены, произошедшие в ХХ веке, не могли не отразиться на состоянии культуры народов Дагестана. Национальная культура и более всего культура педагогическая все больше стали вытесняться в семейно-бытовую сферу.

Долгие годы господствующая идеология признаками высококультурного человека считала владение не столько национальной культурой, сколько европейской и западной. А в последние десятилетия, вследствие ухода из жизни старейших народных знатоков самобытных дагестанских воспитательных традиций, обычаев, обрядов и ритуалов, многие дагестанские семьи, тухумы, аулы и даже целые общества лишились мудрых и дальновидных воспитателей. В результате, как и во всей России, народы оказались безоружными перед активно наступающей западной массовой, а фактически лжекультурой.

Все это приводит к деградации подавляющего большинства нашей молодежи. Признаками обыденной жизни части молодых людей стали вседозволенность, равнодушие к чужому горю, стремление к стяжательству и обману, алкоголю и наркомании. В итоге многие населенные пункты республики теряют рычаги и способы управления не только детьми и молодежью, но и своими джамаатами. Судьба молодых людей нередко оказывается в руках случайных людей, скороспелых руководителей, порою не осведомленных ни в особенностях производительного труда, ни морально-этического воспитания достойного человека, труженика и гражданина.

Симптомы неблагополучного положения с дагестанской культурой явно ощутимы сегодня почти в каждом населенном пункте республики. Достаточно сказать, что многие молодые люди, проживающие в городах, не владеют родным языком либо владеют им в недостаточной степени. Наблюдается своего рода раскол внутри каждой нации, в основе которого различия в воспитании сельского и городского населения, имущих и обездоленных. Это особенно ощутимо в студенческих аудиториях, где первокурсники из обеспеченных и небогатых сельских семей порою аж до 2-3 курса держатся обособленно друг от друга.

Опасной для национальной культуры следует признать и такую ситуацию, когда соплеменники имеют разные стереотипы поведения, обусловленные воспитанием одних в духе дагестанской, а других в духе так называемой европейской культуры. Опросы и анкетирование показывают, что большинство выпускников школ — нынешние студенты — смутно представляют себе компоненты дагестанского этикета. Они не могут точно объяснить социальные функции и обязанности человека в дагестанском обществе, не готовы соблюдать правовую, политическую, экономическую, художественную, физическую культуру, культуру труда, культуру просвещения народов Дагестана и многое другое, весьма необходимое для становления полноценного человека, семьянина, труженика, патриота и гражданина.

На наш взгляд, возрождение национальной культуры осуществимо не только путем пропаганды народного творчества и фольклора, как это часто делается сейчас, на смотрах, фестивалях и праздниках. И это, безусловно, необходимая и значимая работа, но действительное возрождение, осмысление и применение национальной культуры в жизни и деятельности общества возможно только через соответствующую работу в сфере образования. Об этом не раз писали на страницах «Дагестанской правды» озабоченные проблемой ученые педагоги, учителя и воспитатели (К. Ханбабаев «Дагестанские студенты в своей этнокультуре»; А. Джалилов, М. Магомедов, М. Нурмагомедов «Невостребованный потенциал этнопедагогики»; А. Абдусаламов «Кладезь народной педагогики»; С. Абдурахманов, Л. Межведилова «Искорка от моря света» и другие).

Принято считать, что образовательная система в республике вполне развита — на 2 миллиона 94 тысячи 600 человек населения приходится более 1500 общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, около 30 профтехколледжей и училищ, 5 высших учебных заведений. Это не говоря уже о многочисленных коммерческих вузах и филиалах различных высших учебных заведений с многотысячным контингентом студентов.

Осуществляя образование фактически на одном русском языке, иногда, может быть, и уделяя какое-то внимание вопросам общей дисциплины учащихся, многие учителя основных общеобразовательных предметов (русского языка и литературы, математики, химии, биологии, географии, истории, труда, физкультуры и т.д.) совершенно упускают из виду исторически и общечеловечески значимые, традиционно народные нормы и правила полноценного воспитания и становления человека. Если прежде воспитательную функцию уроков хоть как-то держали на высоте старейшие и опытные педагоги, то в последние десять лет, с приходом в школы молодых учителей, уроки ориентированы больше на обучение, нежели на воспитание. Подобная ситуация негативно отражается и на общем состоянии культурного развития республики.

Между тем ясно, что образование и воспитание тесно связаны и обучение при дефиците воспитания недостаточно эффективно и не оправдывает ожиданий, возлагаемых на него. Поэтому предмет «Культура и традиции народов Дагестана» должен быть объектом постоянного внимания всех руководителей образовательных учреждений, учителей школ, педагогов средних специальных и высших учебных заведений республики. Разрешение этой проблемы, на наш взгляд, возможно, если дагестанская национальная интеллигенция как один из главных субъектов образовательного процесса направит все свои усилия на внедрение дагестанской культуры в образовательную систему республики.
Национальная интеллигенция в современных условиях воспроизводится через систему образования и в то же время сама выступает как субъект процесса обучения в лице своей активнейшей части — педагогов. Исторически она является преемницей прогрессивных народных педагогических традиций. Именно лучшие дагестанские интеллигенты — мыслители, просветители, известные ученые, арабисты и алимы — всегда, особенно в сложные периоды дагестанской истории, были первыми действительными учителями дагестанских детей и молодежи.

После того, как в годы советской власти стала функционировать государственная образовательная система, обеспечивающая массовую грамотность населения, задачей национальной интеллигенции стало содействие ее совершенствованию, в частности, разрешение проблемы единства обучения и воспитания. Как уже указывалось, такое единство достижимо, если дагестанская национальная культура будет ощутимо присутствовать в школах, техникумах и вузах, причем не как экзотика или один из предметов изучения, а как важнейшая составная часть — воспитующая и мировоззренческая.

Претворение этого тезиса в жизнь является миссией дагестанской интеллигенции в области образования. Только она способна разрешить проблему окультуривания человека в образовательной системе, так как она одновременно является важнейшим человеческим фактором и образования, и национальной культуры. Следовательно, можно ожидать от нее соединения обучения с воспитанием. Обучать она может потому, что сама образована, а ее способность воспитывать зависит от степени ее причастности к национальной культуре.

В условиях современного Дагестана школа от низшего до высшего звена должна быть превращена в очаг образования и воспитания усилиями национальной интеллигенции. Тогда республика обладала бы надежной опорой — полноценной образовательной системой.

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

7
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

4
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

36
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

8
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

86
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

9
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

37
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

25
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

10
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

5
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

98
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...