Надим, Ризван и ахтынская «стрекоза»
Вся страна наблюдала за тем, как конструктор-самоучка из с. Ахты Надим Гашумов собирал собственный вертолет. Когда он только приступил к воплощению своей детской мечты, многие посмеивались. Не верили в успех и специалисты вертолетостроения. А сейчас его разработками интересуются учёные.
Недавно в СМИ прошла информация, что некоторые изделия даже удалось запатентовать. Еще Гашумов стал победителем в номинации «Инженер» в ежегодной премии «Ассоциация вертолетной индустрии». Почетное признание получил за устройство крепления каната к вертолету для скоростного спуска, что существенно сократило время десантирования и обезопасило сам процесс. Надо бы познакомиться с незаурядным разработчиком.
Меня встречает брат Надима Ризван Гашумов (на снимке). Говорит, что Надим с вертолетом сейчас находится в Каспийске на испытаниях. Дня, когда «стрекоза» (так назвал свою железную птичку конструктор) поднимется в небо, он ждал 11 лет.
Ризван по образованию строитель, Надим – юрист. Сегодня их можно смело называть авиаконструкторами.
– Для достижения своей цели ему пришлось освоить компьютерное моделирование, вертолетостроение, изучить основы аэродинамики и множество других точных наук. Своим рвением и меня заразил. Практически все детали и узлы вертолета изготовлены в собственной мастерской, – рассказывает Ризван Гашумов. И тут же признается, что такой усидчивости, как у брата, у него нет, и помогал ему лишь время от времени.
Фото автора
Все началось в 2004 году, когда братья взялись «воскрешать» списанный Ми-2. Точнее, был только корпус. Что-то из необходимых деталей купили, а что-то, как всегда, изготовили сами. Тогда, узнав об их планах, на заводе-изготовителе вертолета твердо заявили: «Вне заводских условий Ми-2 никак не восстановить».
Прошло пять лет, и винтокрылая машина взмыла в небо. Окрыленный успехом, Надим твердо решил создать вертолет собственной конструкции. И пошло-полетело…
Уникальность в том, что если обычные вертолеты за час «жрут» тонну бензина и обходятся в 250 тысяч рублей с учетом услуг пилота и техобслуживания, то ахтынской «стрекозе» вполне достаточно и сорока литров. Мастер уверен, что лучшие моторы у японских и немецких производителей, хотя последние начали халтурить.
– При сборке мы использовали только несколько готовых деталей. Двигатель заимствовали у автомобиля, но и его пришлось доработать. Лопасти взяли готовые. А все остальное сами сделали вот на этих станках, – рассказывает он, указывая на железные махины, внушающие мне страх.
К числу запатентованных изобретений Надима Гашумова относятся автомат перекоса, необходимый для управления величиной и направлением силы тяги несущего винта вертолета, и втулка несущего винта. Если я все правильно поняла, то это позволит упростить конструкцию, придать маневренность и уменьшить вес аппарата.
– Бывало такое, что по нескольку дней кряду обсуждали одну деталь. Главное – прийти к единому решению и не нервничать. Иначе все полетит к чертям, – рассказывает Ризван Гашумов, сопровождая беседу сотнями чертежей.
Мастерская – настоящий цех, напичканный многотонной техникой, каждая занимает свое место в системе координат. «А это, – говорит вертолетчик, – очень важно в работе».
Полет мысли отражают черные ворота, сплошь исписанные формулами, десятки книг по теме, конспекты, лекало для шпангоута и тот самый запах свободы. А первое знакомство с авиацией – статья в газете с фотографией летчика. В ней описывалось, что можно делать на этой машине. Тогда он и подумать не мог, что спустя много лет детские забавы станут делом всей жизни. Представляете, какое удовольствие для мужчины – построить летательный аппарат своими руками?! При этом куча возможностей для импровизации, например, в дизайне кабины.
Планы у Гашумовых серьезные: построить более усовершенствованный двухмоторный вертолет. На нем летать можно будет без специального образования. Кто знает, чем еще удивят мир энтузиасты Гашумовы!
Мы же будем следить за их успехами. А пока – от винта!