Сетевое издание «Дагестанская правда»

10:00 | 29 октября, Чт

Махачкала

Weather Icon

Надо дать гаишникам технику

A- A+

Как уже отмечалось в прессе («ДП», 11 февраля 2009 года), нынешняя зима в Махачкале была отмечена резким ростом аварийности. К примеру, на январь пришлось, по сравнению с началом прошлого года, более чем в два раза больше ДТП, как и пострадавших при этом людей. И это при небольшом росте зафиксированных нарушений правил дорожного движения.

С комментария этого всплеска аварийности началась беседа нашего корреспондента с командиром отдельного батальона ДПС УВД Махачкалы Абдухакимом Керимовым.

— В прошлом году зима была суровая, не каждый решался выехать, когда на улице снег, гололед. Заметно ограничивается в таких условиях и поток транспорта из других районов и городов республики. Погода и была сдерживающим фактором аварийности в прошлом году. Нынешняя же зима выдалась теплой, заметно выросла интенсивность движения вместе с количеством пешеходов и лихачей. Вот и аварийность подскочила.

Отмечен и рост в этом году наездов на пешеходов, более половины пострадавших приходится именно на их долю. К примеру, в январе из погибших 9 человек семеро – пешеходы.

Безразличны люди к безопасности друг друга. Пассажир, одетый обычно во все темное, где придется переходит улицу, водитель плюс к этому в автомобиле с затемненными стеклами стремительно мчится по дороге. В итоге немудрено, что часты столкновения, наезды, жертвы.

— Насколько остро стоит проблема с освещенностью улиц?

— Это огромная проблема. Существуют определенные нормы освещенности улиц. На сегодняшний день у нас нормативу соответствует только улица Петра I, остальные улицы никакой критики в этом плане не выдерживают. Мы что используем сегодня для освещения улиц? Столбы опор для троллейбусных линий. А они для этого не предусмотрены, должны быть столбы определенной высоты, должны использоваться специальные осветительные «кобры».

— А у нас в столице всего этого, выходит, совсем нет?

— Так категорично утверждать не стал бы, работа в этом плане в городе идет. Особенно это заметно по улицам Ярагского, Насрутдинова, Петра I. И все же этот фактор серьезно влияет на аварийность. В этом смысле надо выделить проспект Акушинского – единственную улицу, по которой транспорт выезжает из города в сторону Хасавюрта, Буйнакска. Плюс к напряженному движению там нет освещения, нет тротуаров, пешеходных переходов, нет мест остановок общественного транспорта. Часто складывается ситуация, когда ночью по широкой улице с разгоном едет автомобиль и налетает на пассажира, который неожиданно решил перейти улицу там, где ему угодно.

— За январь текущего года инспекторами столичного отдельного батальона составлено 237 административных материалов. Из них доля выявленных нарушений, совершенных пешеходами, составляет 3,3% от общего количества нарушений ПДД. Кстати, за январь прошлого года еще меньше – 0,9%. Почему так мало, и что делается, чтобы изменить ситуацию?

— Проблема в том, что инспектору трудно привлечь к ответственности пассажира, у которого, как правило, нет с собой никакого документа. Чтобы составить протокол, надо этого человека отвести в райотдел, установить личность, потом составить материал на 100 рублей.

— А почему нельзя это сделать?

— А кто тогда будет на дорогах стоять? И каким документом можно обязать гражданина, чтобы он с собой носил паспорт? Думаю, и частая трата времени и денег в отделении милиции не привьет этого навыка.

— Что же повлияет на ответственность пешеходов, повысит их правовую культуру?

— Думаю, это зависит не только от того, что люди мало знают, менее сдержанны. Законопослушность, на мой взгляд, больше упирается в неотвратимость наказания. К примеру, вот на Западе: идет пешеход – красный цвет и машин нет – он все равно будет стоять. Потому что за каждым светофором камера, и велика вероятность, что личность установят и пришлют домой счет для оплаты штрафа. Еще выше уровень неотвратимости наказания по отношению к водителям.

Кстати, во времена советов власть более реально, нелицемерно оценивала отсутствие у нас таких технических возможностей – балльная система, частое изъятие прав работали очень эффективно. Ведь тогда две просечки в талоне – на переэкзаменовку, не оплатили в течение двух месяцев штраф – лишаетесь прав.

Ныне государство нацелено на защиту прав людей в суде. Но ведь там должен реализовываться и принцип неотвратимости наказания. А для этого необходимо создать условия, чтобы инспекторы могли без препятствий составлять соответствующие требованиям закона материалы, в которых уровень вины нарушителя будет сопровождаться видеозаписями.

Инспекторами столичного отдельного батальона ДПС, к примеру, в январе прошлого года по выявленным нарушениям в целом составлено и отработано около 7 тысяч административных материалов. Кстати, на начало нынешнего года пришлось чуть больше – 7250. Львиная доля направляется к судебным приставам, которые их очень плохо исполняют. Очень мало материалов доходит до суда. При этом Вы отмечаете в служебной справке низкий уровень выявления наиболее опасных нарушений, которые, как известно, и становятся причинами совершения ДТП. Более того, утверждается, что плохо поставлена работа по обработке и анализу административных материалов по месту выявления нарушений. Их лишь просто регистрируют.

— Не указывает ли все это на тенденцию, что изначально регистрации подлежат больше незначительные нарушения, а в основном проблемы на дорогах решаются штрафом на месте?

— На это могу ответить так: не давайте денег. Вот у меня имеется заявление водителя, что инспектор заставил его заплатить. Как он может это сделать, если водитель ничего не нарушил, если он готов оспорить утверждения инспектора? Пусть требует составления протокола и доказательства того, в чем именно заключается нарушение водителя.

— Почему до суда доходит мало материалов? И еще известно, что многие дела там разваливаются из-за плохой доказательной базы.

— Здесь опять мы упремся в техническую оснащенность. — Тому инспектору, который работает на свой карман, не очень-то выгодно иметь такое оборудование.

— В том-то и дело, что его надо заставить пользоваться этой техникой. Сейчас у инспектора, когда от него требуют работу, есть возможность ссылаться на отсутствие техники. Потому и надо «завалить» его этой техникой.

— Обеспечен ли инспектор хотя бы фотоаппаратом? Это ведь вполне доступно. Он может им зафиксировать, к примеру, выход на встречную полосу, обгон, где это запрещено и т.д.

— Отвечу на этот вопрос опять со ссылкой на Запад, где полицейский несет службу один без напарника, но в суде показания одного полицейского там приравниваются к показаниям трех свидетелей.

— Сколько всего инспекторов в Махачкале? И насколько это мало?

— Всего 376 инспекторов, и это раза в три меньше, чем положено. Ведь реально мы имеем сегодня миллионный город. 50-60 тыс. зарегистрированных машин, еще столько же ездят по доверенности, тысяч 15-20 ежедневно заезжают и выезжают из города. Поэтому с сожалением приходится констатировать, что безопасность на дорогах зависит ныне не меньше от бедности государства, чем от отсутствия правовой культуры у граждан.

— Давайте помечтаем, когда все это станет возможно: нужное количество инспекторов, необходимое их техническое оснащение?

— Есть целевая государственная программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», выделены огромные средства, поставлена задача вдвое уменьшить количество жертв на дорогах.

Пока получили 13 новых радаров с видеонаблюдением, с фиксацией скорости. Кстати, у нас имеются радарные установки, которые будут находиться далеко от инспектора, фиксировать нарушения и передавать видеоинформацию ему на монитор. Скоро должны получить около 30 камер видеонаблюдения, которые будут стоять по городу и фиксировать нарушения водителей, пешеходов.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»

  • «Феникс» помогает жить другим 

    Сегодня среди молодежи почетно быть волонтером. Это дает ощущение причастности к живому и полезному делу,...

    3

    2 часа назад

  • Коронавирус

    Оправдан ли скепсис? 

    Если в первую волну мы отсиживались по домам и до нас не очень гулким эхом доносилось, что где-то кто-то...

    2

    2 часа назад

  • То была школа жизни 

    Мне не довелось примерить на себе пионерский галстук, быть членом большой и дружной комсомольской семьи – я...

    2

    2 часа назад

  • Авангард советской молодежи 

    Комсомол – это органическая часть истории советского народа, Советского государства. Будучи передовым...

    0

    2 часа назад

  • Романтика стройотрядов 

    Большинство студентов Советского Союза во время летних каникул работали на стройках, в колхозах и совхозах,...

    1

    2 часа назад

  • Особый статус 

    Образ и стиль семьи определяют семейные традиции и праздники, а их в России немало. Одним из популярных...

    1

    2 часа назад