Купить PDF-версию
18:12 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
12:27 14.08.2013

Народный Поэт Дагестана

«На берегу седого Каспия, на орлиных крыльях тысячелетних гор живут и трудятся народы Дагестана, говорящие более чем на тридцати языках», – пишет о своей родине Расул Гамзатов.

Неистребимое жизнелюбие побуждало горцев Дагестана в прошлом охранять входы в ущелья несокрушимыми каменными крепостями. Под сенью одной из таких крепостей родился в 1923 году в семье народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы Расул Гамзатов. Ко времени его рождения кинжал перестал быть оружием и превратился в украшение национальной одежды, а Хунзахская крепость уже не охраняет вход в ущелье от завоевателей – в ней открылась школа, куда с новым и непривычным для горцев оружием в руке – букварем на родном аварском языке – ходили дети.

С молоком матери Расул впитал любовь к очагу родимой сакли, к каменным громадам скал, обступившим горное селение, с малых лет он был приучен уважать и ценить мудрое народное слово.

В аул Цада за больным горцем однажды прилетел самолет. Поднявшись над хребтами гор, за облака, этот самолет, словно могучий орел из горской легенды, привел в трепет впечатлительную душу юного Расула, и впервые рука будущего поэта взялась за перо. Так возникло первое стихотворение, открылся новый ручей, была проведена первая борозда.

Но разве товарищи по школе, тем более учитель, поверят, что одиннадцатилетний мальчик пишет стихи? Выход найден! Расул приносит в школу свои стихи вперемешку с отцовскими стихами и выдает их за незаконченные произведения Гамзата Цадасы.

В 1940 году Расул заканчивает педагогическое училище в Буйнакске и возвращается в Хунзахскую крепость, чтобы преподавать в местной школе. Через год он оставляет педагогическую работу и становится актером в аварском театре. Переезды из аула в аул с национальным театром, работа над сценическими образами дополняли поэтическое воображение Расула, ставшего к этому времени уже режиссером. Но и это не удовлетворяет его. Он переходит в газету, как бы нащупывая путь, по которому ему суждено идти.

В 1943 году Расул Гамзатов издал свою первую книгу стихов «Горячая любовь и жгучая ненависть». В ней были и любовь к горам, к советской Родине, и ненависть к врагам, в борьбе с которыми на фронтах Великой Отечественной войны погибли два старших брата поэта.

За первым сборником последовал второй. В нем, как и в первом, еще чувствовался недостаток поэтической культуры. Расул едет учиться в Москву. Москва поразила воображение молодого горца не менее, чем самолет, приземлившийся возле его аула.

Общение с лучшими писателями и поэтами советской литературы – Фадеевым, Тихоновым, Твардовским, споры с товарищами на творческих семинарах и в институтском общежитии, как сам Гамзатов пишет в своей биографии, открыли ему неведомые до того тайны поэзии.

Литературный институт стал для Гамзатова необходимой школой мастерства. Большое значение для поэта имело также то, что он нашел в Москве переводчиков. Они поняли строй мысли и чувства, разгадали его манеру письма – это было счастливое соединение двух металлов, которое дает благородный сплав. На языке горцев это означало: всадник обрел крылья.

Расул Гамзатов вносит в аварскую поэзию новое содержание. Не воспевание лишь храбрости мужчин и перечисление внешних красот Кавказа, а поиски ярких примет нового в нашей действительности и нового лирического героя – вот что волнует его как поэта. Внутренний мир свободного человека, содружество народов, преобразования в быту горцев, на поле, в школе, в трудовом коллективе становятся предметом лирического раздумья поэта.

Именно горячая сыновья любовь Расула Гамзатова к родному Дагестану, к его быту, природе и новой жизни – неиссякаемый источник эмоционального наполнения его поэтического слова. Однако поэзия Расула Гамзатова достигла той зрелости и широты, что она как бы стала выражением самой народной сути.

Будучи поэтом одной из национальностей Дагестана – аварской, Расул Гамзатов говорит не только от имени своего народа, но и от братской семьи народов Дагестана и всего Советского Союза, и в то же время не теряя черт характера своего родного народа.

В своем творчестве он развивает прекрасное наследие аварского лирика Махмуда и сатирика Гамзата Цадасы, воспринимая одновременно благотворное влияние русской поэзии от Пушкина, Лермонтова, Некрасова до лучших поэтов современности. Но Расул Гамзатов спорит с лириком прошлого Махмудом, воспевшим несчастную любовь. Любовь героев Расула – счастливое, разделенное чувство, и в этом тоже знамение времени, которое славит поэт. Своеобразие и обаяние творчества Расула Гамзатова составляют неповторимое соединение в поэтической речи его произведений элементов взволнованного лиризма и лукавой иронии, порой доходящей до сарказма.

Творческая судьба Расула Гамзатова сложилась счастливо – за короткий срок молодой аварский поэт встал в ряд виднейших представителей современной советской поэзии, стихи и поэмы его приобрели широкую известность.

«Тост», «Русскому товарищу», «Вера Васильевна», цикл, посвященный памяти Гамзата Цадасы, стихи о Грузии, Армении, Азербайджане волнуют гордой гражданственностью, надолго запоминаются как поэтическое свидетельство новых, социалистических отношений народов.

Эпические произведения Расула Гамзатова такие, как «Родина горца», «Разговор с отцом», «Солдаты России», «В горах мое сердце» и другие свидетельствуют о высокой поэтической культуре, отличаются глубиной содержания и чеканным совершенством формы, напоминающим знаменитые кубачинские ювелирные изделия дагестанских мастеров-волшебников.

Живя чувствами и мыслями своего народа, всей страны, Расул Гамзатов горячо и убежденно утверждает в своих произведениях дружбу и братство всех народов мира, и поэтому значение его поэзии выходит далеко за пределы нашей страны.

И верный своим убеждениям, горец Расул, народ которого в прошлом познал горечь одиночества и порабощения, по зову сердца отправляется в далекую Индию, чтобы с гирляндой цветов на груди шагать в международной колонне демонстрации защитников мира.

Этот акт поэта-гражданина – представителя аварского народа – становится символом дружбы и братства народов, символом новых веяний времени, объединяющих людей доброй воли земного шара в борьбе за мир и счастливое будущее всего человечества.

1960 год

Статьи из «Общество»

Юное поколение агульцев чтит заветы предков

2
По всей стране стартовала весенняя призывная...

ДОСААФ ожидает реорганизация

29
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

24
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

7
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

15
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

6
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

47
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

15
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

129
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

14
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

43
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...