Наши предки одевались красиво
Мы часто встречаем людей инертных, привыкших идти в общей упряжке и не стремящихся выйти из ограниченной зоны комфорта. Но иногда из общей массы выделяются те, кто бурлит новыми идеями, чьи мысли направлены на создание чего-то эксклюзивного, креативного, на изменение жизни вокруг себя. Таких людей единицы, но именно они заряжают всех созидательной энергией и меняют мир.
Мунажат Гасанова – член Союза дизайнеров России, руководитель Гильдии дизайнеров Дагестана. Она неоднократная участница модных показов в городах России и за рубежом, дипломант множества всероссийских выставок, имеет медаль Всероссийского выставочного центра за высокое качество производимой продукции. Она, можно сказать, одна из пионеров продвижения традиций национального дагестанского костюма в современную моду. И, несмотря на множество трудностей, с которыми ей не раз приходилось и приходится сталкиваться, она настойчиво популяризирует этнические мотивы дагестанской одежды.
– Я больше десяти лет шью одежду в национальном стиле, – делится модельер. – То, что молодежь сегодня довольно охотно одевается в национальный костюм, не может не радовать. А ведь еще сравнительно недавно наш традиционный костюм был достоянием лишь музеев, различных узконаправленных фестивалей, театральных постановок, и не более. Толчок популяризации нашей народной одежды дал Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, призвавший возродить традицию ношения национального костюма хотя бы в праздники.
Возрождать национальный костюм Мунажат Гасанова начала еще в 90-е годы, в период тотального обезличивания всего.
– По фотографиям, уцелевшим эскизам, музейным экспонатам с трудом удалось восстановить многие элементы наших костюмов, которые рассказывают, как разнообразно и красиво одевались раньше наши предки, особенно женщины.
– А может сегодня национальный костюм вновь стать неотъемлемой частью гардероба дагестанских модниц?
– В своем архаичном виде, думаю, нет. Все же европейская мода прочно вошла в нашу жизнь. Но сделать так, чтобы в современной одежде звучали наши традиционные дагестанские мотивы, вполне возможно. Этнические элементы в наряде – это всегда выигрышный вариант. А в костюмах исконного звучания дагестанцы вполне уверенно и с гордостью могут щеголять на различных торжествах. Почему нет? Ведь во многих европейских странах люди и по сей день на национальных праздниках одеваются во все народное и ничуть этого не стесняются, напротив, даже привлекают внимание гостей, туристов.
– Мне известно, вы создаете и коллекции исламской одежды, основываясь на крое и моделях традиционного дагестанского костюма. Как вам пришла такая идея?
– Когда-то я работала в Кавказском светском институте. Будучи там деканом, предложила альтернативу. Меня смущало, что в те годы в Дагестане появился стилизованный хиджаб, он казался каким-то инородным телом. Мне хотелось, чтобы это была по-настоящему наша национальная одежда. Ведь по сути дагестанский народный костюм соответствует всем нормам ислама. Зачем же искать ему замену?
Предложив альтернативу, Мунажат Гасанова стала активно развивать свою идею. В итоге появилось немало коллекций, восхитивших не один искушенный взгляд. В декабре 2013 года на международном фестивале «Неделя исламской моды» в Грозном ее работы были самыми обсуждаемыми. Девушки-модели, которые демонстрировали ее костюмы, говорили, что в таких платьях грациозная осанка, летящий шаг получаются сами собой. Роскошные ткани, украшенные вышивкой и аппликацией, яркие цвета и никакого намека на черный – в этом заключалось своеобразие выставочной коллекции Мунажат Гасановой. Сегодня модельер продолжает работать в этом направлении, хотя у нее есть и другие задумки и планы.
– Кроме индивидуального творчества, вы также известны и как активная общественница. Не первый год под вашим началом работает в республике Гильдия дизайнеров. Чем занимается это объединение?
– Гильдия появилась в 2006 году при содействии Комитета Правительства Дагестана по развитию малого и среднего предпринимательства. Одно из основных направлений ее работы – сохранение старинных этнических костюмов, промыслов и традиций. Для чего нужно нам объединяться? Скооперировав свои творческие силы и организаторские способности, легче собрать выставку, принять участие в крупных, значимых мероприятиях, организовать свои мастер-классы. Сегодня с нами активно работают 25 человек. У каждого свое направление – керамика, деревообработка, ковроткачество, кожевничество, ювелирное искусство, оружие и так далее.
– В вашей творческой мастерской наверняка немало наметок для новых коллекций. Какие планы на будущее?
– Творческих замыслов, конечно, очень много. Но сегодня моя основная цель – создавать одежду не подиумную, а повседневную. В идеале, в задумках – создать производство одежды, чтобы это был дагестанский бренд. Но нужны огромные мощности. У меня уже разработан проект, продуманы механизмы продвижения одежды на рынок, есть своя система расчета потенциала бренда. При успешной реализации задуманного у нас в республике можно создавать линии своей одежды. Тем самым мы, во-первых, поможем нашим начинающим талантливым дизайнерам, во-вторых, у нас появится еще один бренд, который может привлечь туристов. Я уже много лет вынашиваю эту идею…