Купить PDF-версию
14:38 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
09:39 05.10.2018

Наставник, воспитатель, вторая мама

Каждый новый урок Галины Подопригоры – открытие для любознательных незнаек и всезнаек. Преподаватель так определяет собственное кредо: «Сделать каждый урок таким же увлекательным для ученика, как компьютер, футбол или танцы, чтобы детей не приходилось заставлять учиться». И вот так, изо дня в день, она открывает маленькому человеку окно в большой, трудный, но такой удивительный мир.

Галина Тимофеевна уже 47 лет учитель начальных классов. Устала, но без детских «почему» жизнь сразу поблекнет. Первый урок, как и вчера, и позавчера, как и завтра, начинается с вопроса: «Что нового вы узнали?» Дети делятся добытыми самостоятельно знаниями из разных областей. Да, трудно быть настоящим учителем, таким, который может увлечь непоседу. Но Галина Тимофеевна справляется на «отлично».

Учителем она решила стать, будучи еще ученицей своей сестры Анны. Нравилось ей, как она стоит у доски, а они – дети – ее внимательно слушают. Правда, отношение к педагогу уже не то, что прежде. Раньше он в любой ситуации был прав. А сегодня родитель может прий­ти и начать топать ногами, хамить, писать жалобы. И никто не может защитить учителя. Он оказывается в безвыходной ситуации. Растеряно уважение к учительскому труду, сетует опытный педагог.

– Мне повезло, – говорит она, – родители моих ребят – грамотные и образованные люди. Сегодня у меня учатся дети моих учеников. И это большая радость. А счастье – когда вижу в глазах ребенка понимание и желание знать еще больше; это бегущий навстречу ребенок желающий обнять тебя; когда спустя десятилетия ученики встречают меня и здороваются с большим почтением, справляются о здоровье, делах. Это воспитание старой школы. Я ведь для них, как вторая мама. То, что дома недодали, должна дать я — как наставник, воспитатель, психолог. Учителю приходится развиваться и знать всё, чтобы дать те знания, которые ученики больше нигде не получат. И если у детей возникают идеи, значит, им действительно интересно то, что мы делаем вместе. Вы знаете, ведь и они меня многому учат, например, информационным технологиям. Современные дети с удовольствием принимают участие в процессе образования и иногда даже корректируют его.

— Начальная школа – это маленький мир из более чем 30 характеров. И здесь правят эмоции. Каждый ребенок требует к себе индивидуального внимания и обижается, если я, например, прохожу мимо поднятой им руки. Приходится деликатно объяснять, что он у меня не один и надо дать возможность каждому ответить, – говорит Галина Тимофеевна. – За каждый правильный ответ детей надо поощрять. Главный стимул, конечно, – оценка и доброе слово: «Какой ты у меня молодец, умница! Как ты меня порадовал…» Они приходят ко мне совсем малышами. Представьте, в середине урока звуки: «жжж-ж-ж-ж». Это же заводная машинка. И не такое бывает. Придет ребенок домой и жалуется маме: «Ну зачем она у нас все время что-то спрашивает? Она же знает ответы», – смеется учительница.

Про своих учеников она может рассказывать подолгу, а про себя – нет: не любит, скромничает. Росла в большой семье. Окончила филологическое отделение ДГУ, вышла замуж, родила двух дочерей, гордится внуками. Вот так кратко. А потом снова переходит к рассказу о Махачкалинском многопрофильном лицее №39 и своих учениках.

– Современные дети раскованные. В мою бытность ученицей подойти к учителю и первым заговорить с ним было чем-то запретным. А дети нового поколения свободны в действиях, могут спокойно подойти, рассказать о маме с папой, своих обидах. Они пытаются проявить себя во всем, быть лидерами, – говорит она. Главная награда для педагога – это ученики, которые выросли благородными, отзывчивыми к чужой беде людьми, нашли свое место в жизни.

Галина Тимофеевна считает, что нет необучаемых детей, и если ребенок отстает в учебе, в первую очередь надо искать проблему в семье. И в 99 случаях из 100 оказывается, что ученик переживает психологический стресс, отсюда ошибки в тетради. Объясняет, почему родителям не стоит отдавать в школу ребенка в шестилетнем возрасте: они чаще болеют, быстрее устают, мало интересуются дополнительным образованием. Нагрузка, которая начинается с первого класса, им не по силам. Даже если ребенок умеет читать и писать, не нужно торопиться, ведь психологически и физиологически малыш к жесткому школьному графику не готов.

Задаю волнующий многих родителей вопрос: готовить или нет ребенка к школе? Готовить надо, но играючи, отвечает Галина Тимофеевна.

– Для начала ребенка нужно научить слушать, думать, отвечать на заданные вопросы, иметь представление об окружающем мире. Это гораздо сложнее. И еще немаловажный момент – развитие кисти руки. Если ребенок не умеет правильно держать карандаш, раскрашивать, его будет трудно научить писать. Если у ребенка есть логопедические проблемы, их желательно устранить до начала образовательного процесса. Иначе ему будет сложнее научиться читать, выражать собственные мысли. А для того, чтобы научить первоклашку читать и писать, есть мы – учителя, – говорит она.

– С появлением федеральных государственных образовательных стандартов жизнь учителей и школьников усложнилась, но со временем стандарты все же прижились в начальной школе. Тем не менее родители жалуются, что от детей требуют слишком многого, их перегружают домашними заданиями. И как быть? – интересуюсь.

– Стараюсь не загружать ребят. Им нравится выполнять проектную деятельность, пробелы восполняем на дополнительных занятиях по русскому языку и математике.

Уважаемая Галина Тимофеевна, в вашем лице поздравляем всех учителей с профессиональным праздником! Желаем вам творческих успехов, радости и душевной молодости от общения с миром детства, благодарных и способных учеников, крепкого здоровья и большого счастья!

Статьи из «Общество»

ДОСААФ ожидает реорганизация

10
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

4
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

4
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

10
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

5
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

45
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

11
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

117
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

12
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

41
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

36
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...