Купить PDF-версию
00:41 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
09:28 13.04.2018

Не навреди, сохрани, приумножь…

Ислам Самурский
Выпуск - 2018 №№ 110-111
42

Забота о живой природе – в крови каждого горца. Это замечательное качество передается по наследству. Так, например, обессилевших от бескормицы и холода беспомощных зверей или птиц голод гонит к жилищу человека, они ищут у него защиты. Люди, как правило, хорошо их кормят, бережно за ними ухаживают, а, выходив, отпускают на волю. Выкормить птицу или зверя и снова вернуть его природе – большое и важное дело, к этому приучают и детей. Птицы оживляют и украшают природу, оберегают растения от вредителей, поэтому охрана гнезд птиц, особенно ласточек, голубей и синиц, у горцев считается святым делом. Разорение гнезд у нас понимают как разорение очага человека.

Народ всегда бережно относился к земле, лугам и пастбищам. В пословицах: «Не рви понапрасну зелень – высохнешь, как трава», «Родная земля – золотая колыбель», «Человек без Родины – соловей без леса», «Снег питает землю, земля – народ» и других есть глубокая философская мысль, забота об окружающей среде и роли человека в ней.

Веками живет в горах человек в согласии с природой. Наши предки упорно обживали эти места, пахали, строили хутора, сажали сады. Они не имели понятия об истинных законах развития природы, но своим упорным трудом добились величайших успехов в единении с ней.

Как научной дисциплины экологии раньше не было. Но говорить об экологической культуре как о способе отношения к природе, к окружающему миру мы можем. Задачи культуры — поддерживать равновесие в отношениях с окружающей средой. Существуют определенные правила таких отношений. У каждой из культур они свои.

Изучение их необходимо, дабы не повторять совершенных ошибок.

Потребительское отношение к природе исключало обязательность изучения ее законов, ибо они, как полагали, с легкостью могли быть подчинены воле человека.

Сегодня мы зачастую разрушаем то, что создавалось природой миллионы лет. Берем, берем, берем, не восполняя и не возвращая природе свой долг. На такой путь раньше никогда не становились земледельцы. На основе векового опыта у них стихийно сформировалась экологическая нравственность, экологическая этика.

По существу, мы паразитируем на дарах природы. Но, как говорится, нет худа без добра, стали думать, как выкарабкаться. И чем больше присматривались, взвешивали опыт свой и чужой, и сегодняшний, и минувший, тем яснее становилось: выход есть – надо помочь работать самой природе. Вся беда в том, что о ней-то мы и забывали. Хуже того, уничтожали плодородную землю неразумными обработками. Один пример: перед моим родным селением Зивуриб есть большая пашня, называется она «Чолюхъта дур» – поле, где раньше организовывали скачки. В моем детстве, когда пахали деревянной сохой с железным лемехом (гуруц), здесь собирали прекрасный урожай картофеля. В последнее время это поле стали пахать глубоким плугом, в результате перевернули плодородную почву, верхний слой оказался внизу, а сверху щебенка. Сейчас о больших урожаях с этого поля не может идти и речи.

Все, что создано природой, надо не только сберечь, но и приумножить, на деле проявить ответственность за каждый клочок родной земли, за богатство недр, за леса, озера, реки, воздух. Для этого необходимо иметь знания, научиться наблюдать и познавать природу, умело ее использовать.

Путешествуя по горам Дагестана в течение многих лет, я неоднократно видел на высоких скалах и на стенах жилищ наших предков рисунки. Например, наскальные росписи в местностях Чуялхвараб нохо, Чинна – Хитта в Гунибском районе и Харитани в Гумбетовском районе, которыми древние земледельцы горного Дагестана украшали стены святилищ, показывают как в глубокой древности, на протяжении тысячелетий в процессе активного взаимодействия с природой складывались у обитателей дагестанских высокогорий элементы знаний об окружающем мире. Изображения животных, особенно безоарового козла, думаю, связано с магическими обрядами плодородия, имевшими целью воспроизводство и приумножение промысловых животных. Эти рисунки животных показывают желание предков понять секреты природы, их стремление с заботой относиться к ней.

Теперь, скажите, пожалуйста не обязаны ли мы помнить, свято оберегать, повсеместно распространять эти замечательные природоохранительные традиции? Конечно, должны. Сохранение природы должно быть личной потребностью каждого человека, как употребление пищи, утоление жажды, дыхание. Ведь уничтожается основа жизни, самое дорогое для человека — земля, вода, воздух, уничтожается варварски любовь к родной природе.

Если представить всю фауну в виде пирамиды, то в самом ее основании находятся простейшие животные, выше идут рыбы, птицы, пресмыкающиеся, а на самой вершине пирамиды расположились хищники. Они как бы венчают собой бесконечный круговорот живой природы. Выше всех стоит человек. А потому, насколько приемлема среда обитания для плотоядных, настолько она приемлема и для выживания людей. Вымирают же наши меньшие братья, в основном из-за угнетения природы в местах их исконного обитания. 3начит, и окружающая человека природная среда находится в критическом состоянии.

Если все это и в дальнейшем будет продолжаться, то гибель планеты и самого человечества в скором времени неминуема. Почему мы не хотим этого понять? Вот парадокс: человек называет себя разумным хозяином природы и то же время преступными бездушными действиями уничтожает природу и себя как часть ее. Этим он занимается на протяжении веков, с каждым годом усиливая разрушения и приближая свой конец.

Все жители нашей планеты, независимо от места проживания, материального положении, вероисповедания, должны постоянно помнить о предельной ситуации, в которой оказалось человечество: быть ему или исчезнуть вследствие природных катаклизмов, вызванных, спровоцированных человеческой деятельностью.

Рассматривая конфликты разного типа, масштаба, глубины, в которых представлены различные субъекты, вывод напрашивается один. Любой конфликт, в котором на чаше весов природа, органично и неразрывно связанная с ценностью жизни человека и человечества, положительно разрешается лишь тогда, когда побеждают защитники природы, опирающиеся непосредственно или косвенно, сознательно или неосознанно на высшие общечеловеческие ценности: не навреди, сохрани, приумножь!

Экология – это новый образ мышления. Если бы каждый человек перед тем, как выбросить мусор в лесу или слить отработанное масло в реку, задумался о последствиях своих действий, то каждый почувствовал бы себя ответственным за окружающую среду и осознал бы, что экологический выбор – это главным образом выбор политический.

Статьи из «Моя планета»