01:33 | 24 февраля, Сб

Махачкала

24.02.2018
1EUR69.6341Руб0.0000
1USD56.7608Руб0.0000

Не ориентироваться на тех, кому чужды наши представления

A- A+

Современное дагестан­ское общество невозможно представить без образа матери, жены, сестры, олицетворяющих женщину гор, ту, что с горделивой осанкой, достоинством носила одежду своего народа и платок, который умело повязывала, склоняясь над люлькой, работая в поле, в праздничные дни. Образ этот оставался неизменным веками.


Вместе с тем новые поколения дагестанок, меняя внешний облик, все чаще  отдают предпочтение хиджабам. При этом они соблюдают не свойственные горному краю  традиции, меняя представления о корневой  основе, горских адатах, национальной одежде, со временем превращая мировосприятие молодой женщины в нечто арабское. Противопоставляя  привычному миру упорно  навязываемую извне матрицу,  превращают неподготовленное  мировоззрение горянки  в некий стандарт поведения, образ жизни, мышления.

Зачем нам нужны непонятные истины, пропагандируемые пришлыми дервишами? И как можно этому противостоять?  Где те границы, за которыми формируется мир молодого поколения? Сегодня необходимо говорить об этом, чтобы во всем разобраться и удержать от опрометчивых шагов дагестанцев. Можно сказать, что  диалог,  организованный по инициативе ДГУ, Общественной палаты республики, как раз и стал той площадкой, где вместе оказались и студенческая молодежь, и  общественники, и организаторы, и представители интеллигенции. Для них важно было понять, чем живет молодое поколение, какие имеет представления.  

Это был непростой разговор. И каждый раз, когда заходила речь о принадлежности к вере, пропагандируемой  арабоязычным миром, градус накала достигал критической точки.  

Известный в республике ученый, зав. кафедрой истории стран Азии и Африки Даггос­университета, доктор исторических наук, профессор Салихат Мусаева  обосновала  видение проблем в современном исламе с точки зрения его зарождения. Она напомнила, что хиджаб в переводе означает «покрывало»,  его появление  вызвано географическими условиями: во время передвижения по пустыне и женщинам, и мужчинам приходилось прикрывать лицо от переносимого ветром песка. Но его современное толкование вызвано скорее политическими, а не географическими предпосылками, что  превратило хиджаб в инструмент политической борьбы, навязывания  чуждых представлений и взглядов.

Философ Сабир Гейбатов уверен, что глобализирующееся пространство, развитие новых информационных технологий, мультикультуризм породили некое вавилонское смешение,  невиданный  сдвиг  в общественном сознании, разделили мир на противоборствующие религиозные анклавы, превратили религию в  идеологию войны. Это  с одной стороны. А с другой – создали империю  моды, гламурной и одновременно тождественной фундаментальному исламу, запрещающему женщине открывать лицо.  Мотивируют  это ближневосточные идеологи  тем, что  постулаты ислама не приемлют  светский  образ женщины, хотя и  не могут не признавать, что женщины Востока могут быть и политическими, и общественными лидерами, не уступающими ни в чем  своим  коллегам-мужчинам.

Модератор круглого стола, профессор ДГУ, философ Мустафа Билалов предоставил возможность  высказать свою точку зрения каждому из тех, кто оказался в числе участников круглого стола. Член ОП РД Габибат Азизова высказала общую для всех мысль: воспринять как данность оценки, вызывающие, может быть,  несогласие, чтобы попытаться разобраться в том клубке проблем, что создают основу для протестных настроений в молодежной среде.

Другая, не менее важная мысль прозвучала из уст председателя Общественной палаты РД Гамзата Гамзатова, задавшего аудитории своевременный вопрос: почему повесткой дня является вопрос восточной женщины, а не дагестанской?

– Для каждого из нас, – сказал он, – дагестанская женщина – это прежде всего мать, воспитывающая из мальчика настоящего мужчину, из девочки – будущую мать, прощающую своему мужу все, кроме трусости. На этих, а не на ближневосточных представлениях держится традиционное дагестанское общество. У молодого поколения должны быть  символы своего времени. Это олимпийцы, люди науки, труда, те, кем мы восхищаемся и на кого равняемся.

Мы – другие, и нам не стоит  ориентироваться на тех, для кого чужды наши представления. Нам необходимо жить с богом в душе, а не демонстрировать свою принадлежность чуждым религиозным течениям.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Общество»

  • Мы защищали одну Отчизну 

    День защитника Отечества. И память уносит меня туда, где я еще молод и моя солдатская жизнь пахнет солнцем и...

    5

    16 часов назад

  • Легких берцев и тяжелой ложки! 

    Нынешний праздник защитника Отечества особенный: в этом году наши Вооруженные Силы отмечают вековой юбилей...

    19

    16 часов назад

  • Страна гор

    Кунаки навсегда 

    В разное время в Дагестане побывали известные художники, писатели, историки, путешественники, врачи. Вот...

    14

    16 часов назад

  • Страна гор

    И быстро, и сытно 

    «Осенью прошлого (1867-го) года я имел счастливый случай ознакомиться с большею частью Дагестана, сопутствуя...

    232

    16 часов назад

  • Вы нам писали 

    С начала 2018 г. в редакцию газеты «Дагестанская правда» поступило 43 письма. Опублико­вано на полосе «Обратная...

    15

    16 часов назад

  • КАК ШИМИ ОПРАВДАЛСЯ ПЕРЕД ЖЕНОЙ 

    Жена Шими была не только некрасивая, но и чрезмерно ревнивая и вздорная женщина. Поэтому Шими не очень...

    16

    16 часов назад