… Не роскошь, а средство для пополнения
Финансовое состояние российских семей улучшается соразмерно прибавлению потомства. Так что недалек тот день, когда земля российская заколосится головами миллионов новых детей. И всю эту армию новобранцев периодически придется перевозить в чем-то комфортабельнее и быстрее колясок.
Но наша автомобильная промышленность так и не выработала тактику заглядывания в будущее с выгодой для себя и пользы для общества. Гиганты профильного сектора не планируют создание на базе собственных концернов семейных минивэнов. По крайней мере пока.
За исключением Aurus, автопром предпочел остановиться на производстве ширпотреба. Идет ли речь о легковых автомобилях, сегменте, предпочитаемом предпринимателями, – «каблучки», «пирожковозы», или вообще о грузовиках: ни один из классов не представлен чем-то по-настоящему уникальным, своего рода белой вороной среди собратьев. Такой, знаете ли, качественной, недорогой, удобной и надежной вороной.
Выбор способно предоставить производство иностранных марок, да и тот не всегда рассчитан на семью со средним заработком, скажем, из 5-6 человек. Однако и в случае начала производства российских минивэнов рассчитывать на доступную цену вряд ли придется. Богатый во всех смыслах опыт приобретения авто родного производства научил: все сердито и очень дорого. Неприлично дорого для такого качества.
Аналоги-иностранцы зачастую дешевле, неприхотливее, меньше едят, а еще либо вовсе, либо гораздо реже ломаются. И вопрос качества, безусловно, в случае с производством семейных микроавтобусов должен стать главенствующим для инженеров. В таких машинах люди перевозят самое дорогое, но это не значит, что и сами машины должны быть недешевыми. Безопасными, практичными, надежными – да, но при этом недорогими. Потому что для России. И хотя бы с намеком на привлекательность.
«Газель», УАЗ-«буханка», тот же советский «РАФ». Вот и все, чем отечественный автопром мог ответить загранице. Сегодня ничего не изменилось. И если сравнивать эти автомобили с иностранными собратьями по параметрам привлекательности и элегантности, то это слон и арабский скакун. Но если кому-то придет в голову как аргумент приводить Ладу «Ларгус»… Зачехлите свои доводы куда вы их обычно зачихляете.
Этот ксерокс Renault Dokker даже при наличии третьего ряда сидений не способен гарантировать и половины комфорта «француза». Преимуществом раздвижной конструкции задних дверей российский длинномер-легковес до сих пор не обзавелся. А ведь, несмотря на доступную стоимость, Dokker по надежности и неприхотливости мало чем уступает автомобилям из Японии, однако по просторности своего салона среди собратьев по цене – вне конкуренции. За весьма достойный экземпляр попросят 500-600 тысяч рублей.
Кстати сказать, европейцы, не отличающиеся тягой к большому количеству детей на одну семью, в производстве как раз семейных автомобилей преуспели весьма, создав серьезную конкуренцию американцам и японцам. Те тоже не герои и героини, но рынок многоместных легковушек захватили крепко. Потому что расчетливые. И главный аргумент – стоимость. Понятно, что в зависимости от ценовой категории отличается и уровень комфортабельности, но самыми востребованными в нашей стране вполне ожидаемо являются модели с более доступной ценой.
Тот же Citroen Grand C4 Picasso выгодно отличается низким расходом топлива. Планируя летнее путешествие всей семьей по необъятным просторам страны, такой плюс нельзя назвать маловажным, особенно с нынешними-то ценами на топливо. В линейке силовых агрегатов особенно выделяются дизельные двигатели 1,6 л. В зависимости от модификации они потребляют 4,0 или 4,3 л солярки на 100 км пути. При этом моторы достаточно мощные (120 и 115 л. с.). Экономичность, комфортность, просторный салон, богатая комплектация, и все это за миллион с небольшим, а то и меньше.
То есть при всем кажущемся богатстве выбора, предлагаемого вазовскими дилерами, альтернативы минивэнам для российских семей, планирующих здорово повлиять на демографию, нет. В обычном седане, в котором и впятером разместиться не всегда получается, четвертому ребенку либо уготовлена участь «запаски», что явно не понравится автоинспектору, либо вечного собеседника бабушки, что не понравится ни бабушке, ни самому дитю.
Еще раз. Недалек тот день, когда земля российская заколосится головами миллионов новых детей. И всю эту армию периодически придется перевозить в чем-то комфортабельнее и быстрее коляски. Только помните, это не должно быть что-то вроде Весты с дополнительным креслом, приваренным снаружи к правому заднему крылу и укомплектованным зонтом. Хотя бы уже потому, что так ребенок будет сшибать пешеходов на тротуаре и оставлять вмятины на припарковавшихся автобусах. Да, и автоинспектору это не понравится. Бабушке – тоже. Про ребенка не скажу. Дети, они же разные. Но всегда хорошо, когда их много.
И вот эта простая донельзя концепция почему-то не рассматривается там, где должна. Возникает вопрос: а есть ли в штате автомобильных концернов маркетологи?
Хмм… Сажусь за резюме.